Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

«Проекты минкультуры интересны только пенсионерам» – Александр Новопашин

ЧВК «Вагнер», сражаясь за Артемовск, бьется не только с укронацистами, но и родной, отечественной бюрократией; в Новосибирск приезжает группа Rammstein; до конца года в московском Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла будет звучать музыка Ханса Циммера. Казалось бы, что объединяет эти совершенно разные события? Об этом наш разговор с протоиреем Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского Александром Новопашиным.

— Отец Александр, какие события в культурной сфере за последнее время удивили Вас, заставили задуматься?

— Хотелось бы начать не с культурной сферы, а с ситуации на фронте.  Я до сих пор под огромным впечатлением от подвига наших ребят из ЧВК «Вагнер», которые ценой невероятных, нечеловеческих усилий взяли Артемовск (Бахмут). Но оказывается, все это время «вагнеры»  боролись не только с ВСУ, но и с российской бюрократией, превратившей войну в развлечение – об этом в недавнем интервью рассказал создатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Ценой мелочных капризов чиновников стала гибель многих наших ребят.  В связи с этим хотелось бы заострить особое внимание на том, что война идет не только в окопах, не только с «высотами» околовоенной бюрократии, но и в культурно-медийном пространстве, война за души наших сограждан, прежде всего детей и молодежи.

Бойцы ЧВК Вагнер в освобожденном Артемовске (Бахмуте) /тг-каналы ЧВК “Вагнер” и Евгения Пригожина

— За рубежом русской культуре давно объявлена война на уничтожение.

–Подчас печальна ситуация и внутри нашей страны.  Чиновники не ставят никаких заслонов той лавине, урагану бескультурья, безнравственности, пропаганде самых низменных и постыдных пороков человечества, которые пропагандируются на западе. Но антикультура и культура не могут сосуществовать совместно, как две автономные и независимые друг от друга реальности. Или культура вытесняет бескультурье или люди теряют достоинство, утрачивают или, точнее – роняют свою человечность, увлекаемые мощным ураганом антикультуры, которая, к сожалению, а счет яркой упаковки подчас очень притягательна.

Я не поверил своим глазам, когда увидел рекламу концертов «Вселенной Ханса Циммера». Буквально недавно, в мае, произведения композитора, открыто поддерживающего убийство русских людей, исполнил оркестр из Санкт-Петербурга.  Вдумайтесь: спустя неделю после Дня Победы в третьем по величине городе России исполняется музыка человека, который оправдывает украинских фашистов, провозгласивших главной своей целью «убить как можно больше русских». 

Более того, фонд «Бельканто» организовал концерты  музыки Ханса Циммера в Москве, которые будут идти всю вторую половину 2023 года в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла.

— Может быть, фонд не в курсе взглядов музыканта?

— О взглядах Ханса Циммера известно не только из публикаций на украинских ресурсах, но также в «Википедии». Фонд, публикуя афишу концертов, скопировал биографию Циммера из «Википедии» – за исключением тех самых строчек, где сообщается о пронацистких взглядах музыканта.

Украинский “Обозреватель” сообщает: “всемирно известный композитор Ханс Циммер прервал свой концерт, чтобы показать играющего под звуки сирен во Львове пианиста”. На первый взгляд – все так, бедному пианисту стоит посочувствовать. Но разве не заслуживают сочувствия –  мирные жители Донбасса, которые не только жили, играли на пианино, других музыкальных инструментах под звуки сирен, но – под эти самые звуки, а также под бомбовыми ударами хоронили своих близких, своих детей? Но – «это другое».

Конечно, услышать мелодии из любимых фильмов в исполнении замечательного оркестра – огромное удовольствие. Но в сложившейся ситуации нравственное начало должно брать верх над простыми, светскими желаниями человека. Подлинная человечность проявляется именно в тот момент, когда, вопреки своим «хотелкам», человек руководствуется нравственными принципами, категорией долга! Я вовсе не настаиваю на том, что музыку Циммера необходимо запретить (подобно тому, как украинская власть пытается запретить русских композиторов), но проводить подобные концерты в данный момент – крайне неэтично.

historyhumanlife.comАбсолютно согласен с публицистом Михаилом Васильевичем Демуриным, который говорил, что не может слушать записи Берлинского филармонического оркестра 1942−1944 годов –  под управлением великого, в общем-то, немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера. “По чисто эстетическим меркам, – отмечал эксперт, –  его исполнение произведений немецких композиторов (других тогда в Берлине не исполняли) прекрасно. Но не отпускает мысль о том, что после такого концерта делали берлинские ценители классической музыки тех лет. Видимо, вдохновленные творчеством немецких гениев, включая Фуртвенглера, одни на следующий день шли в нацистские ведомства укреплять Третий рейх, а другие возвращались на Восточный фронт, где, на чужой земле, продолжили убивать, грабить, насиловать. Но это, подчеркну, сугубо субъективное отношение, отношение сердца. Умом же я не ставлю под сомнение, что Фуртвенглер — великий и непререкаемый авторитет в деле интерпретации немецкой музыки”.

— В Новосибирск приезжает с концертом Rammstein, концерт намечен на 10 июня. В анонсе говорится, что «Оркестр CAGMO исполнит лучшие хиты немецких титанов индастриал-метала Rammstein в симфонических аранжировках».

— Rammstein хорошо известны не только удачным (в первую очередь с коммерческой точки зрения) синтезом тяжелого рока и электронной танцевальной музыки, красочными пиротехническими шоу, но и провокационными текстами песен, порнографическими клипами и сценическими постановками. В целом ряде композиций музыканты демонстрируют симпатии к нацизму. Вопиющие факты терроризма в отношении мирных жителей со стороны украинского музыкантов не останавливают – на недавнем концерте в Цюрихе музыканты развернули украинский флаг.

В связи с этим, хотелось быть понять, насколько уместна «Симфония Раммштайн» в сложившейся ситуации, да еще накануне Праздника Дня России? Насколько уместно – в стране, которая ежедневно хоронит своих погибших сыновей, мужей, погибших от рук нацистов – устраивать шоу с песнями группы, которая называет Москву «проституткой»? можно ли представить, чтобы в Великую Отечественную войну в Новосибирске звучала музыка тех, для кого мы – низшая раса? Но для чиновники минкульта и продюсерские организации предпочитают не замечать пронацистких взглядов Rammstein.

— Все это красиво и интересно подается, и потребитель легко «ведется» на эту картинку.

–Что ж… Говоря о современном европейском искусстве, в частности, о музыке и кинематографе нельзя не отметить один очень показательный и в то же время тревожный нюанс, характерный почти для всех современных фильмов.  Это касается даже каких-то достаточно качественных фильмов, то есть с интересным сюжетом, добротной режиссурой, хорошей игрой актёров, где присутствуют даже некоторые нравственные интонации: темы долга, дружбы, верности, жертвенности и т.д.

Но все эти несомненные плюсы перечёркивает один тотальный, везде присутствующий минус: дух уныния, безысходности, бессмысленности жизни,  онтологическая пустота, веющая холодом изнутри уставших душ. Вместе с этим мы видим некое «лёгкое» отношение к жизни, местами сопряженное с цинизмом, безответственностью, депрессивной инфантильностью , какой-то удивительной приземленностью. Все это приправлено темами содомии, наркотиков, суицида, а также оккультизма, фантастических сущностей и т.д. Но подавляющая часть так наз. кинопродукции – это совершенно низкокачественный, на скорую руку сделанный суррогат. И вот это нам пытаются навязать в качестве «культурных ценностей просвещенной Европы»?

— В то время, как за рубежом русская культура – даже классические, безусловные, мировые ее образцы, Репин, Чайковский – запрещаются, наш минкульт…как бы это помягче сказать  –  не определился с позицией.

—   Чрезвычайно серьезные вопросы возникают к нашим чиновникам, в том числе и к чиновникам министерства культуры. Ведомство, декларирующее свое участие в проведении единой государственной политики в сфере культуры, к сожалению, практически бездействует в этих вопросах. Мы не видим никаких масштабных национальных культурных проектов, все сводится к каким-то местечковым периферийным мероприятиям «для галочки», медийная значимость которых минимальна! Об их актуальности, «креативности» (употребим такой термин) и говорить нечего. Не сочтите за цинизм, но такое интересно только пенсионерам.

УНИАН

А что молодежь?  Она с упоением «дышит парами» той самой современной сатанинской антикультуры, которая движется на нас с запада, и находит достойных антрепренёров и «восприемников» от лица шоу-бизнеса. Ни одно ведомство по существу не противостоит этой заразе, как не противостоит и отечественным кощунникам – народному артисту России, самозваному «королю» Филиппу Киркорову, плясавшему на кресте. На Украине один за другим штампуются пропагандистские антироссийские фильмы, в которых русский мир, русские люди показаны чудовищами и негодяями, а у нас в этом плане  – что делается?

Еще раз напоминаю – идет война и идет она не только в окопах, но и в культурно-медийном пространстве, война за души наших сограждан, наших детей. И здесь преступно бездействовать, преступно говорить «да, ладно», «само пройдет», «как-нибудь переживем». Неужели наши чиновники-бюрократы начнут работать в соответствующем направлении, только под давлением авторитета Евгения Пригожина? Или и тогда не начнут? Россия – это не только территория, природные ресурсы, белые березки, законы и учреждения, Россия – это люди. Будущее России – это маленькие люди, дети, подростки, которых активно отучают быть русскими, ощущать себя русскими, любить русскую культуру, быть верными традиционным нравственным ценностям. А не будет русских людей – не будет и России и это будет самое тяжкое поражение за всю историю нашей страны.