Мария Арбатова сравнила боевиков нацбатальонов на “Азовстали” с Басаевым
Боевики нацбатальонов, заблокированные на «Азовстали» в освобожденном Мариуполе, предлагают обмен находящихся с ними мирных граждан на еду и лекарства – по 66,6 кг на человека. 27 лет назад аналогичные требования по обмену выдвинула банда Басаева, захватившая больницу в Буденновске. Тогда западные СМИ называли Басаева «повстанцем» и «Робин Гудом».
Украинские боевики, засевшие на “Азовстали”, предложили обменять находящихся там мирных граждан на продукты и лекарства, сообщил представитель штаба операции по освобождению предприятия корреспонденту РИА «Новости».
По его словам, военным “приходится поддерживать контакты с засевшими там нацистами “Азова” (запрещённая в РФ экстремистская организация) и представителями СБУ в интересах спасения оставшихся там гражданских”. Он уточнил, что “в ходе переговоров боевики предложили поменять гражданских заложников на продукты и медикаменты. Обозначенные условия сделки — пятнадцать заложников на тонну продуктов, а также лекарства. Предупредили, что больше никого отпускать на Украину не будут, — теперь будут только обменивать”. Сейчас, по данным источника агентства, в катакомбах комбината могут находиться более двухсот гражданских людей, включая женщин, детей и стариков.
Боевики предложили обмен исходя из 66,6 килограмм еды и лекарств за человека, подсчитал спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин. «Они продают свой живой щит», – объяснил он.
«Азовсталь» – металлургический комбинат с полным металлургическим циклом. Основан в 1933 году на берегу Азовского моря в устье реки Кальмиус. Выбором места завод обязан первому директору Якову Гугелю, настоявшему на устье реки Кальмиус, хотя один из вариантов предусматривал расположение рядом с Таганрогом. «Азовсталь» задумывался как «Южная Магнитка», строительство удалось во многом благодаря усилиям тогдашнего министра тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. На заводе, согласно данным открытых источников, 15 цехов и подразделений, в том числе цех со знаменитой домной «Донецкая-Комсомольская», крупносортный прокатный цех, электросталеплавильный цех и другие. В советские годы на «Азовстали» работали 24 тысячи человек. В 2006 году металлургический комбинат «Азовсталь» вошёл в «Дивизион стали и проката группы „Метинвест“», мажоритарным акционером которого являлась донецкая финансово-экономическая группа System Capital Management Рината Ахметова.
В ходе боевых действий 7 марта российские войска и силы Донецкой Народной Республики окружили Мариуполь. 21 апреля министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что город полностью освобожден, но на заводе “Азовсталь” остаются более двух тысяч боевиков нацбатальона “Азов” (запрещённая в РФ экстремистская организация).
Владимир Путин в целях сохранности жизни и здоровья российских военнослужащих приказал отменить штурм промышленной зоны, но заблокировать ее “так, чтобы муха не пролетела”. В конце апреля президент Украины Владимир Зеленский («мертвый» – так называют его вышедшие по гумкоридорам жители, указывая тем самым на несамостоятельность Зеленского, отсутствие собственной воли) заявил о том, что готов к обмену боевиков заблокированных на “Азовстали” на российских пленных.
В дальнейшем “Азовсталь” покинули более ста человек.
«На память приходят не только игиловцы*, предлагавшие в Сирии менять заложников на еду и боеприпасы, но и обдолбанный Басаев, захвативший в Буденновске больницу с роддомом, – отметила на своей странице в социальной сети «Вконтакте» Мария Арбатова. – Для меня это свежо, потому что описывается во второй части романа, которую в этом месяце надо сдать в издательство».
Арбатова напомнила, что после захвата больницы Басаев устроил в захваченном здании пресс-конференцию, где потребовал менять больных на патроны и еду, а в случае отказа пообещал расстреливать заложников – за одного своего раненого пять человек, а за убитого десять. Банда Басаева после захвата больницы сразу же расстреляла находившихся в ней раненых летчиков и милиционеров. «Если помните, западная пресса называла его в это время «лидером национально-освободительного движения», «террористом с рыцарским чувством чести» и Робин Гудом. А сам он, отдав приказ примотать бинтами к окнам беременных женщин, в ногах которых лежали его стрелки, вещал на камеру: «Мы солдаты страны, которая находится в состоянии войны с другим государством, которое лишает нас наших семей, наших земель и нашей свободы!» Сегодняшнее целиком идёт под копирку», – подытожила писательница.
Мария Арбатова – российская писательница, драматург, сценарист, радиоведущая, публицист. Член Союза писателей Москвы.
В соответствии с советскими стандартами предприятие имеет бомбоубежище под каждым цехом. По свидетельству уроженки Мариуполя, доктора наук, профессора Петербургского университета Петра Великого Ирины Буториной в интервью для “Московского комсомольца”, многие из цехов (но не все) связаны тоннелями. По ее словам, на комбинате есть «масса различных заглубленных помещений и проходов», в том числе для коммуникаций связи, плюс водоводы, по которым также можно передвигаться. “Приятель, который работал в «Домнаремонте», рассказывал, что, прежде чем идти туда работать, они выгоняли оттуда бомжей. Бездомные туда заползали, и вытащить их оттуда из всех закутков было непросто”, – рассказала Буторина. Но при этом эксперт отвергла наличие “подземного города под цехами Азовстали”, поскольку за все годы существования завода никто из жителей города о нем не слышал.
*игиловцы – боевики ИГИЛ, запрещенной в Российской Федерации экстремисткой организации.