В России появится еще один День воинской славы
На днях ГосДума РФ в первом чтении приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». 9 октября – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ – станет еще одним Днем воинской славы.
Битва за Кавказ продолжалась 442 дня, начиная с 25 июля 1942 года и стала одной из самых продолжительных и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. К середине 1942 года положение на юге страны было критическое – пал Севастополь, фашисты полностью оккупировали Крым.
23 июля был взят Ростов-на-Дону – таким образом, перед фашистами открылся путь к Кавказу и Сталинграду. Фашисты планировали захватить Грозный и Махачкалу, перерезать Военно-Грузинскую дорогу, захватить Баку и выйти на турецко-иранскую границу. Через Каспийское море пролегал торговый маршрут, важнейший для поставок по ленд-лизу.
28 июля Сталин издает приказ № 227 «Ни шагу назад». Тем не менее 3 августа фашисты захватили Ворошиловск (Ставрополь), 7 августа – Армавир, 12 августа – Краснодар и города, входящие в состав Кавказских Минеральных вод. В середине августа немцы подошли к Кавказскому хребту. Северный Кавказ считался глубоким тылом и оборонялся слабо. 21 августа 1942 года оккупантам удалось водрузить флаг гитлеровской Германии на вершине Эльбруса.
Одной из проблем, по данным историка Алексея Безугольного, выпускника Ставропольского госуниверситета, был многонациональный личный состав частей Красной Армии. В своей работе “Кавказские национальные формирования Красной Армии в период обороны Кавказа в 1942 г”., он указывает, что в самом начале битвы за Кавказ, в августе – начале сентября 1942 г., Закавказский фронт с большим напряжением сил сформировал восемь стрелковых дивизий, действовавших в последующем на самых важных участках. В дальнейшем кавказский контингент в них заменялся славянским. Причиной стали массовые случаи сдачи в плен и дезертирства.
Советская военная литература скупо освещает этот вопрос, отмечает Безугольный, но в воспоминаниях немецкого командования об этом есть немало свидетельств. Так, свидетельствует историк, в воспоминаниях командующего 3-м танковым корпусом генерала Э. фон Макензена (наступавшим на нальчикском направлении, а затем командующего 1-й танковой армией) говорится, что только за первые два месяца кавказской кампании его корпус пленил 5 тыс. советских бойцов и командиров, причем половина являлись перебежчиками.
«Немецкие авторы, резюмирует Безугольный, нередко с удовлетворением отмечают, что большинство перебежчиков, т.е. лиц, сознательно и добровольно сдавшихся в плен, были представителями кавказских народов. Подразделения Красной Армии, укомплектованные кавказцами, немцы считали «явно неустойчивыми», «имеющими невысокую боевую ценность по сравнению с «русскими» частями». В итоге начальник Главного управления формирования и комплектования войск НКО генерал-полковник Щаденко приказал «прежде всего, использовать все остатки ресурсов русских, белорусов, украинцев».
Еще одним выходом, помимо замены кадрового состава закавказских соединений на славян, стало воссоздание некадровых воинских формирований – истребительных батальонов, ополченских дивизий, партизанского движения. Так, уже к августу 1942 года в 45 районах Ставрополья на основе истребительских батальонов сформированы партизанские отряды в составе более 2 тысяч человек.
При этом в ходе битвы за Кавказ есть немало случаев героизма со стороны представителей кавказских народов.
Так, массовый подвиг совершили бойцы и командиры 392-й стрелковой дивизии (командир полковник Георгий Купарадзе). После прорыва 25 октября 1942 г. немцами обороны 37-й армии под Нальчиком дивизия оказалась прижатой к горам в полной изоляции от других советских войск, и, казалось, неминуемо будет раздавлена врагом. Однако, благодаря умелому и твердому руководству, дивизия смогла в полном составе за пять дней переправиться через высокогорный перевал Довгуз — Орунбаши, неся на руках вооружение, снаряжение, 12 т молибдена из оставленного в тылу врага завода, 400 лежачих раненых и несколько десятков тысяч голов скота.
В боях под Моздоком в октябре 1942 г. батальон 404-го полка 176-й стрелковой дивизии оказался в окружении. Вел бой в течение трех дней в окружении без пищи и боеприпасов, но благодаря умелому командованию и выучке бойцов батальон вышел в расположение своих войск без серьезных потерь.
Женский полк ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Бершанской, выполняя вылеты на тихоходных учебных машинах У-2, смог нанести серьезных ущерб врагу. 23 летчицы были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Еще один спорный вопрос – участие Лаврентия Берии в обороне Кавказа. Начальник кафедры внутренних войск Военного университета, кандидат исторических наук, полковник Павел Смирнов отмечает, что установить роль Берии сложно – серьезных исследований нет, преобладает мемуарная литература различных военачальников, на основании которой сформировался штамп об исключительно репрессивной роли Берии. Жертвой распространенных, но не проверенных версий, отмечает Смирнов, стал и Владимир Путин, который «в начале октября 2006 года в связи с конфликтом между Россией и Грузией, вызванным задержанием офицеров ГРУ, неловко сравнил политику М.Саакашвили с политикой Л.П. Берии”.
Назначение Берии было принижено, утверждает Цквитария Заза (в исследовании, изданном «Издательством Яуза»). Перечисляя аргументы, исследователь приводит цитату из письма от 1953 года генерала армии, Героя Советского Союза И. Масленникова, против статьи, вышедшей в журнале «Военная мысль»: «На странице 56, характеризуя мероприятия Ставки Верховного Главнокомандования СССР, авторы лишь вскользь и чрезвычайно бегло упоминают об огромной творческой работе и принципиальных политических организационных мероприятиях, которые осуществил товарищ Лаврентий Павлович Берия, создавший коренной перелом, изменивший всю обстановку, несмотря на чрезвычайно трудное положение, сложившееся на кавказских фронтах к августу 1942 года».
Берия попал на Кавказ в августе 1942 г., а потом – в марте 1943 г. Его задачей была организация обороны 175 горных перевалов. В кратчайшие сроки было организовано строительство оборонительных сооружений на Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогах, создан особый режим в районах этих коммуникаций. Кроме этого, в целях устойчивого управления при штабе Закавказского фронта была сформирована оперативная группа НКВД по обороне Главного Кавказского хребта. Малоизвестным фактом остается активное участие Берии в организации противовоздушной обороны Бакинского нефтепромыслового района.
С конца 1942 года начинается наступательная операция советских войск, которая продолжилась в январе 1943 года. Так, 11 января войскам удалось освободить города Кавказских Минеральных вод, 21 января – Ставрополь, 12 февраля – Краснодар, 13 февраля – Ростов-на-Дону. 9 октября 1943 года. Нацисты были окончательно изгнаны с территории Таманского полуострова.
1 мая 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР с целью награждения доблестных защитников Кавказа героически исполняющих свой долг учреждена медаль «За оборону Кавказа». Общее число награжденных медалью «За оборону Кавказа» составляет более 800 тысяч человек. Многие из них удостоены награды посмертно