Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

Реальная боль в виртуальной реальности

Томские радиофизики создают аппаратно-программный комплекс, который позволит геймерам испытывать настоящую боль.

Проект поддержан программой «УМНИК» Фонда содействия инновациям, на его реализацию выделено 500 тысяч рублей. Прибор будет разрабатывать студент-радиофизик Андрей Косторной под руководством доцента РФФ Сергея Побаченко. Комплекс можно будет использовать для развития VR-технологий на тренажерах различных систем управления с полимодальными (полисенсорными) системами отображения информации, в 5D-кинотеатрах, а также в онлайн-играх, например, таких как Elite Dangerous, Eve Valkyrie, Surgeon Simulator VR и других.

Фантомные ощущения – ложные ощущения, иллюзия присутствия утраченной части тела. Впервые описаны в XVI веке. В конце 60-х годов прошлого столетия Нобелевский лауреат Дьёрдь фон Бекеши опубликовал данные по экспериментально полученным вибротактильным фантомным ощущениям. Ряд значимых результатов по формированию этого феномена при электротактильной стимуляции был получен в работах сотрудников СФТИ ТГУ, в том числе научного руководителя проекта.

– Работа будет основана на технологии электротактильной стимуляции. С помощью устройства мы будем воздействовать на определенную область кожи электрическими сигналами с заданными пространственно-временными параметрами. При этом генерируются паттерны нервной активности, которые, поступая в мозг, формируют фантомные иллюзорные ощущения, – рассказал Андрей Косторной. – Когда вы трогаете предмет, в голове уже сохранен образ этого воздействия, приходящий сигнал обрабатывается, мозг сравнивает его с уже имеющимися и достраивает ощущения до тактильного.

Комплекс будет состоять из блока управления, блока генерации и матрицы коаксиальных электродов. Прибор будет подстраиваться под каждого носителя индивидуально, в частности, с учётом текущего уровня кожного импеданса.

Интересно, что в начале 2018 года на экраны страны вышел фильм «Цензор», где описываются высокореалистичные игры с полным погружением в виртуальную реальность. Из-за смешанности чувств у игроков и их дальнейшей невозможности отличить реальное от виртуального в компании, которая предоставляет такую услугу был создан целый отдел «Ц», деятельность которого была связана с недопущением жестокости в виртуальной среде. Фактически, томский проект — это первый шаг к тому, что по сценарию фильма было фантастикой еще вчера. А вот как пойдет (и разрешат ли?) в массы такой продукт, какой разрабатывают сибирские студенты — остается под большим вопросом. Хотя не исключено, что такая разработка может применяться в военно-промышленном комплексе и научных кластерах, без ставки на массовые, потребительские интересы.