Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

В театре “Старый дом” прошли первые показы спектакля “Парадокс об актере и жестокости”

В Новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом» прошли первые показы спектакля «Парадокс об актере и жестокости» в постановке известного российского режиссёра Юрия Квятковского.

В основу спектакля лёг текст английского драматурга Майкла Ардитти «Магда» в переводе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской, который был существенно адаптирован под режиссерский замысел современным российским автором Екатериной Августеняк.

В оригинальной пьесе автор выходит на тонкий лёд человеческих представлений о природе абсолютного зла: сюжет возвращает нас в исторический апрель 1945 года, когда советские войска сжимают кольцо вокруг Берлина, а окружение правящей элиты Германии пытается скрыться от справедливого возмездия. Юрий Квятковский вместе с драматургом Екатериной Августеняк включают в спектакль дополнительный сюжет: в условном театре идут репетиции спектакля «Магда», в котором артисты должны присвоить личности главных преступников XX века. В итоге пьеса «Магда» становится камнем преткновения между артистами и режиссером, разрушая традиционные иерархические отношения в театре и приводя к неожиданному финалу.

В спектакле «Парадокс об актере и жестокости» режиссер Юрий Квятковский исследует теневую человеческую природу, рассматривая её через призму актерского существования в реальных предлагаемых обстоятельствах. Что происходит с артистом, когда он долго всматривается в бездну, где на дне шевелятся его личные страхи? Что происходит с личностью, примеряющей на себя образы и состояния других людей? Что если персонажи, которых приходится играть – не просто вымышленные злодеи, а главные преступники, развязавшие самую жуткую человеческую катастрофу прошлого столетия? Через какие испытания проходит актерский организм, исследуя природу зла? Зачем постановщики спектаклей и фильмов бесконечно возвращаются к сложным и страшным сюжетам истории?

Юрий Квятковский смело обнажает перед зрителем психологическую изнанку диады «режиссёр-артист», используя в спектакле принцип психодрамы, когда актёр раскрывается через свою личную историю, а зритель присоединяется к нему, проживая свои собственные инсайты.

Юрий Квятковский, режиссёр: «Во время репетиций мы разбирали материал, связанный с трагическим периодом в истории человечества, касающийся Третьего Рейха. В процессе репетиций мы фиксировали диалоги между режиссером и артистами, – они стали частью спектакля, который создавался на наших глазах. Нужно ли артисту присваивать личность условного Ганнибала и как далеко в этом можно зайти? Существует ли какая-то точка невозврата или кипения на этом пути, когда артист, как и всякий другой человек, должен принять решение: нырять ли ему дальше в эту бездну или надо остановиться? В поисках художественного счастья мы иногда ныряем на глубину без акваланга и маски, но это может привести к кульминации, где всё взрывается. В режиссерской профессии много манипуляций, но в нашей истории они приведут к совершенно неожиданному финалу – как в остросюжетных фильмах».

Спектакль строится по принципу «театр в театре» – на стыке рационального и метафизического. Такой приём поддерживает сценография художника Наны Абдрашитовой, которая изолировала от зрительного зала пространство бункера с помощью вполне реальной «четвёртой стены». Это позволяет спектаклю существовать в нескольких измерениях одновременно.

Екатерина Августеняк, шеф-драматург: «Современный театр бесконечно задаёт себе вопрос, чем он является и где его пределы. Древнейший прием «театра в театре» сегодня позволяет вскрывать миры не только внутриличностных и социальных конфликтов, но и рамки потусторонних состояний. По внешней форме мы как будто имеем дело с психологическим нарративом пьесы Майкла Ардитти об ужасающем преступлении Магды, где драматург пытается осознать мотивы исторических персонажей на уровне мифа. Но природа существования в невозможных предлагаемых обстоятельствах переводит нас в режим театра абсурда, который сохраняет внешнюю видимость реальности».

На первом показе побывала известный российский переводчик Ольга Варшавер, которая и перевела пьесу «Магда» на русский язык: «Все мы читаем по-разному, слышим по-разному. Не бывает двух идентичных переводов одного текста, двух идентичных спектаклей по одной и той же, знакомой со школы, пьесе Островского или Чехова. Все это – интерпретации. Хороший интерпретатор старается соблюдать баланс: с одной стороны, нужна верность автору, его замыслу и стилю, но ведь на текст смотрит читатель, на сцену смотрит зритель! Они смотрят с другой стороны – из другой эпохи и местности, у них другой культурный и исторический контекст. Теперь я всегда буду приводить в пример спектакль театра «Старый дом» по пьесе Майкла Ардитти «Магда». Его создатели сумели не просто найти достойный баланс, но и буквально создали его».

Первые показы спектакля прошли 5 и 6 апреля при полном аншлаге. Как писали зрители «Старого дома» в своих отзывах – «устали аплодировать, но никак не могли остановиться!».

Дарья Артамонова, зритель: «Для меня спектакль «Магда» состоялся абсолютно. Единство и борьба противоположностей. Дуализм во всех его проявлениях: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, мужское и женское, добро и зло, смех и слёзы, реальность и вымысел… Трагедия – неизбежна и непоправима, но смех – сильнее и выше… И когда понимаешь, что позитивный финал невозможен – он всё-таки получается. Потому что если в мире есть детские улыбки и большие добрые собаки – у этого мира есть будущее!».

Константин Дмитриев, зритель: «Тема взята тяжелая и очень непростая – природа и плоды человеческого зла, его лицо в глазах самого человека и других. Чудовища из лозы и запертый внутри человек, сгорающий в собственноручно разожжённом костре. Актер и его герой, грани разумного и безумного. Вы поймете мои мысли, если сходите и посмотрите сами. Это не просто спектакль, это сеанс психотерапии. Я давно не выходил настолько ошеломленным, наполненным и довольным. Яркая, смелая, безумная с истерической смешинкой постановка. Браво!».

Татьяна, зритель: «В спектакле затронуты чувства внутреннего эгоизма, тщеславия, боли, страха и жестокости. Это надо смотреть, чтобы понимать настоящее и не повторить прошлое. Режиссёру – браво!».