Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

Самоизоляция без дома. Как выживают в карантин бездомные?

8 мая на площадке социально-просветительского проекта «Будет Talk» прошел онлайн-паблик-ток «Самоизоляция без дома. Как выживают в карантин бездомные? Кто им помогает?»

В дискуссии приняли участие: Григорий Свердлин, директор благотворительной организации «Ночлежка»; Валерия Пинигина, врач-волонтер фонда «Доктор Лиза»; Любовь Стрижова, координатор добровольцев фонда «Доктор Лиза» и Крутицкого Патриаршего подворья; Дмитрий Билык, руководитель благотворительной организации «НебомЖивы»; Павел Аксенов, президент благотворительного фонда «САМЮ Сосьяль Москва»; Анна Рыль, председатель ЧФ «Коргау-Астана» (Казахстан); эксперт ОНФ, Павел Склянчук, член президиума совета молодых политологов Российской ассоциации политической науки; телепродюсер Любовь Князькова (Тель-Авив).

Модератором дискуссии выступила руководитель проекта Будет Talk Дарья Яушева.

Григорий Свердлин отметил, что все организации, которые занимаются бездомными, столкнулись с одной и той же острой проблемой – голодом.

«Людям стало сложно добывать себе еду», – сказал Григорий, – так как закрылись все точки общепита, в которых раньше, перед закрытием, они могли получать хоть какую-то еду. В то же время резко выросло количество нуждающихся людей, которые из-за наступившего экономического кризиса оказались на улице, и эти люди также обращаются в точки раздачи еды».

Валерия Пинигина, врач-волонтер фонда «Доктор Лиза», отметила, что в связи с труднодоступностью еды выросло число травм среди людей без постоянного места жительства. «Между ними происходят конфликты, драки, так как количество мест, где они ранее могли получить питание, сошло на нет. Кроме того, конфликты происходят и из-за мест ночевки: сейчас бездомных отовсюду гонят. В дополнение – обостряются хронические заболевания».

Дмитрий Билык, руководитель благотворительной организации «НебомЖивы», привел наглядный пример: «Наши добровольцы отметили большее количество людей на пунктах выдачи. Если раньше мы кормили 50-60 человек, то сейчас их больше ста».

Павел Аксенов, президент благотворительного фонда «САМЮ Сосьяль Москва», поддержал Григория. «Соглашусь, голод – основная проблема. Помимо этого, существует проблема гигиены, так как закрылись торговые центры, нет доступа к санузлам, туалетам, в которых бездомные люди могли бы себя хоть как-то в порядок привести. Пункты же дезинфекции, установленные в метро, находятся за турникетами, через которые надо пройти по карточке. Номер карточки включается в цифровой пропуск, доступа к которому, бездомные не имеют. В то же время сократилась возможность хоть каких-то заработков, из-за отсутствия активности на улицах городов».

Анна Рыль, председатель ЧФ «Коргау-Астана» (Казахстан). «Общие проблемы, которые существовали и до пандемии, – это отсутствие документов и из-за этого невозможность получения пособия от государства, стали во время пандемии еще актуальнее». Также Анна отметила проблему в получении медицинской помощи из-за закрытия больниц на карантин. «К сожалению, на уровне государственной политики ни сейчас, ни до карантина, нет проектов работы с конкретно этой категорией людей. Все это ложится на плечи волонтёров, особенно сейчас, во время карантина. Большую помощь во время изоляции оказывает хоспис, который принимает бездомных.»

Анна отметила, что количество бездомных в Казахстане увеличивается за счет выпускников детдомов и мигрантов.

«Мы, – представляет Анна услуги фонда, – занимаемся документированием и социальной адаптацией. Даем возможность обучения и проживания в приюте в течение 6 месяцев, проводим сборы для съёма жилья. Только в прошлом году мы прописали около 400 человек и восстановили документы 183 людям. Одна из проблем, на которой заострила свое внимание Анна, – пополнение рядов бездомных за счет пожилых людей, граждан России, Украины, Белоруссии, не имеющих документов, но желающих вернуться на родину. «Мы были бы заинтересованы в международных кризисных центрах, куда мы могли бы возвращать людей», – подытожила свое обращение Анна Рыль.

С той же проблемой сталкивается и Израиль, рассказала Любовь Князькова. «Среди бездомных – люди из стран Африки, стран СНГ, которые переехали в страну, но не смогли в ней устроиться по разным причинам. Существует большая проблема их интеграции из-за незнания языка». Говоря о времени двухмесячного карантина в Израиле, спикер отметила такие нововведения: «По всему городу были расклеены объявления для людей, живущих на улице, с номерами телефонов, по которым они могут получить бесплатно наборы для дезинфекции.»

Затрагивая вопрос участия государственных властей и бизнеса в проблемах бездомных, спикеры отметили следующее.

Григорий Свердлин: «В данной ситуации бизнес реагирует более активно, чем государство. Буквально вчера у нашего фонда был запущен совместный проект с Яндексом, который пожертвовал благотворительным организациям, помогающим бездомным, несколько десятков тысяч масок и санитайзеров. Сегодня (8.05) эти средства были развезены по двадцати организациям Москвы и Петербурга. Мы надеемся, что благодаря усилиям Яндекса, мы сможем обеспечить не только Москву и Петербург, но и благотворительные организации всей России санитарными наборами. Бизнес активно откликается на проблему, – отметил Григорий. Например, бар Стрелка в Москве по нашей просьбе стал готовить по 300 ужинов ежедневно, которыми волонтёры каждый вечер кормят людей. В Петербурге мы силами сети ресторанов «Новая Голландия» также обеспечиваем людей, нуждающихся в еде».

Говоря о помощи государства, Григорий отметил вышедшее поручение вице-премьера Голиковой, в котором идет речь о создании дополнительных коек в государственных приютах, и заселении в них, независимо от наличия документов, людей без определенного места жительства, а также установление пунктов дезинфекции в общественных местах для бездомных.

Дмитрий Билык поделился негативным опытом взаимодействия с властями. «Мы от своей организации направили письмо с обращением на имя Собянина, с просьбой помочь нам обеспечить загородные лагеря для бездомных людей с полным объёмом услуг: проживание, питание, гигиенические обработки. В Подмосковье, где мы хотели разместить лагеря, легче соблюсти санитарную зону. Ответа не дождались. Напротив, есть пример бизнеса, в частности – гостиницы, которые разместили у себя бездомных, предварительно сделав тест».

Павел Аксенов отметил отсутствие конкретной формулировки в документах, касающихся бездомных людей, что создает правовую неопределенность. «Достаточно всего одного абзаца в постановлениях на время карантина, где бы чётко прописывалось, что помощь бездомным должна продолжаться, и указаны организации, которые помогают. Без этого указания возникают случаи, когда правоохранительные органы штрафуют сотрудников и помогающих волонтеров, а также самих бездомных за несоблюдение карантинных мер».

Все спикеры отметили увеличение роста количества бездомных, среди которых много мигрантов, оставшихся без работы. Сотрудники центра Глинки рассказали, что в пункт выдачи еды стало обращаться много молодых людей, денег у которых осталось только для того, чтобы оплачивать койко-место в хостеле.

Также каждый из спикеров обратил внимание на то, что огромной проблемой НКО при работе с бездомными является отсутствие учета лиц без конкретного места жительства со стороны государства.

По данным НКО, которые ведут свой статистический учет, в Москве на улице проживает более 70 тысяч людей, около 20 тысяч бездомных людей находятся в трудовых домах. По данным благотворительной организации «Ночлежка», в Санкт-Петербурге проживают 50-60 тысяч бездомных. За прошедший год только в Москве смертность людей данной категории составила около 3 тыс. человек.

Для примера, в Израиле, где проживает около 8 миллионов человек, количество бездомных людей, по данным волонтерских организаций, – 5-7 тыс., по данным муниципалитета – 2 тыс.

В завершении встречи Павел Аксенов отметил: «определить количественный рост бездомных людей мы сможем примерно через год. Причем увеличится приток именно за счёт молодых людей, оказавшихся на улице из-за экономического кризиса, следующего за пандемией. И этот ожидаемый приток будет в 1,5-2 раза больше по сравнению с тем увеличением, которое мы наблюдаем сейчас».

Обсуждались и другие важные проблемы бездомности и существующей системы помощи, включая важность налоговых и иных льгот для бизнеса, необходимость госстратегии и госпрограмм помощи, улучшения координации и взаимодействия между НКО, работающих с бездомными. Говорилось о том, что помимо удовлетворения базовых потребностей в пище, крове, гигиене и лекарствах, большое значение имеют психологическая помощь, эмоциональная поддержка, развитие социальных навыков для интеграции бездомных в общество.