Недавнее высказывание директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации профессора Алексея Зубца наделало много шума.
Действительно, за счёт каких доходов банки будут выплачивать проценты по депозитам, которые уже кое-где перевалили за отметку «25»? Классический банковский бизнес предполагает, что привлекаемые от населения средства банк размещает в кредиты, но проблема в том, что предприятия под такие проценты кредиты не очень-то берут – рентабельность не позволяет.
Дорогой кредит замедляет экономику и бесконечно долго так не будет. При снижении процентной ставки деньги с депозитов могут выплеснуться на рынок и «разогнать» инфляцию. Вторая проблема – устойчивость самих банков в ситуации массового оттока денежных средств. Как вариант развития событий профессор предположил сценарий, при котором средства населения во вкладах будут заморожены и возможность снятия денежных средств ограничена по сумме.
Заявления о повторении в каком-то виде «реформы имени Валентина Павлова» 1991 года вызывают чувство, будто вы стоите у окна Овертона, когда ранее немыслимое постепенно становится допустимым и входит в повседневную жизнь.
Вопрос в том, было бы ли это законно? Да. Это законно.
Федеральный закон № 212-ФЗ от 28 июня 2022 года с неброским названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пятой статье предоставил Президенту неограниченные полномочия по принятию защитных мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности. К таким мерам закон относит в том числе замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества. При установлении мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение упомянутой уже финансовой стабильности, Президент своей властью вправе вводить ограничения и изъятия в применении законов и иных правовых актов.
Что касается суждений уважаемого профессора и комментаторов-пессимистов, необходимо отметить, что статья 185.3. Уголовного кодекса под страхом сурового наказания запрещает манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений, которые могут вызвать панику на финансовых и товарных рынках. Разговоры о «заморозке» и «блокировке» как раз могут под действие этой статьи попасть. Не надо слов, не надо паники или don’t ask, don’t tell, как там у них говорят.
Вячеслав Плахотнюк, доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН, адвокат