Больше коров – региональный минсельхоз готовит стратегию развития отрасли
Новосибирский минсельхоз пытается привлечь инвесторов для развития молочного и мясного животноводства, но анонсированные крупные проекты сталкиваются с явным или скрытым противодействием, в том числе депутатов Заксобрания. В ответ чиновники регправительства готовят «Стратегию развития мясного скотоводства», где будут прописаны меры защиты производителей.
На днях министр сельского хозяйства НСО Евгений Лещенко представил данные развития животноводства за последние шесть лет. Он сообщил о росте количественных показателей. Так, по количеству молочных коров (на 1 сентября 2020 года – 127,6 тысяч голов) Новосибирская область вышла на второе место по стране, по суточному валовому производству молока – на шестое (более 1867 тонн в сутки). Продуктивность стада, подчеркнул чиновник, в том числе благодаря развитию в регионе собственной племенной базы, показывает стабильный рост.
«Если несколько лет назад в области не было ни одного хозяйства, где надой на фуражную корову превышал бы 7 тонн, то сейчас на рубеж в 9 тонн и более вышли уже четыре хозяйства. Среднеобластной показатель превысил по итогам 2019 года 5 тонн», – отметил министр. По его словам, сейчас область полностью обеспечивает себя молоком, а также мясом птицы и свиней, в дефиците лишь говядина.
В специализированном мясном скотоводстве у Новосибирской области позиции скромнее, чем в молочном, ранее подтверждал вице-губернатор Вячеслав Ярманов. По его убеждению, в регионе имеются «колоссальные резервы» по росту численности мясного скота и производству мяса говядины.
Мобилизационные планы
Но председатель ЗАО «Племзавод «Ирмень», депутат Юрий Бугаков не соглашался с чиновниками. На совещании в конце прошлого года он напомнил о сокращении численности КРС во многих крестьяско – фермерских хозяйствах. Ситуацию он назвал «близкой к критической». По его словам, КФХ ликвидируются, растет количество брошенных сельхозугодий, стада идут под нож, развитие идет только за счет нескольких районов.
При этом по данным новосибирского минсельхоза, только за 2013-2019 годы за счет реализации ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства на территории Новосибирской области» поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и их помесей увеличено на 20 тысяч голов, поголовье мясных коров – на 10,5 тысяч голов.
Вовлечение КФХ в развитие отрасли возможно за счет создания вертикально интегрированного скотоводческого комплекса с применением элементов кооперации, озвучил свою точку зрения Лещенко. По его словам, уже сейчас среди получателей фермерских грантов большинство занимается именно разведением мясного скота, следующим шагом будет создание кооперационных связей между ними и крупными переработчиками. Также, говоря о планах, министр назвал необходимость создания современных площадок по финишному откорму животных, их убою и переработке. Главным направлением будет создание сети откормочных площадок – фидлотов.
Один из крупнейших анонсированных проектов принадлежит ГК «Горкунов». Сейчас ГК ведет строительство двух селекционных центров (семеноводческого и животноводческого) в Колыванском районе. В мае 2020 года минсельхоз сообщил, что ГК «Горкунов» за семь лет намерена вложить в развитие мясного кластера Новосибирской области свыше 30 млрд рублей. Группа планировала создать в шести районах региона около 30 ферм, откормочных площадок по разведению КРС в ряде районов области. К 2027 году в хозяйствах компании планировалось содержать 160 тысяч голов крупного рогатого скота.
Бизнес и ответственность
Но когда в мае этого года Вячеслав Ярманов представил проект в Заксобрании, то вместо поддержки столкнулся с противодействием со стороны депутатов. Так, зампредседателя комитета Ирина Диденко высказалась туманно и при этом категорично. По ее словам, животноводство надо развивать «прежде всего комплексно», и прежде всего необходимо ответить на вопрос, «сколько мы потеряем, создавая новые рабочие места?»
Спикер Заксобрания Андрей Шимкив и вовсе не стеснялся в выражениях в адрес регионального правительства: «понятно, что Ярманов пшеницу от овса не отличает», поэтому необходимо, чтобы депутаты знали об инвестпроектах «еще на стадии разработки и принятия этих решений». Шимкив аргументировал свою точку зрения тем, что проект “не только инвестиционный, но, по сути, политический”, поскольку “десятки тысяч гектаров просто уходят”.
Горкунов, объясняя свою бизнес-стратегию для новосибирских журналистов, указывал, что компания привлекает для реализации проектов ранее неиспользуемые земельные участки с соблюдением законодательства. «Только за 2020 год наша компания инвестировала в эти новые проекты на территории региона более 1 млрд рублей собственных средств», – подчеркивал он. Комментируя дискуссию в Заксобрании, Борис Горкунов назвал высказывание Шимкива “личным мнениием отдельных депутатов с пониженной социальной ответственностью перед населением области”.
Его поддержал заместитель министра сельского хозяйства региона Владимир Пахомов, который подчеркнул, что группа скупает хозяйства в предбанкротном состоянии и вкладывает деньги в их модернизацию. «В частности, такие хозяйства уже рассматриваются в Карасукском и Доволенском районах». Также, по его данным, планируется строительство ферм и откормочных площадок в Тогучинском, Баганском районах, Каргатском. По итогам дискуссии Горкунов не исключал возможности покинуть регион и попытаться реализовать свои возможности в других областях с более привлекательным инвестклиматом.
Горкунов частично выполнил свое обещание – как уточнил Евгений Лещенко, в проекте будущего сельхозкластера с участием ГК «Горкунов» будут задействованы как хозяйства Новосибирской области, так и сельхозпредприятия Алтайского края.
Отвечая на вопрос о перспективах проекта, Евгений Лещенко соблюдал корректность: “нельзя сказать, что в области есть противостояние его реализации”, напротив, есть “понимание значимости проекта». По его словам, сейчас проект находится в «стадии проработки», готовой проектно-сметной документации нет.
Губернатор публично никак не комментирует противодействие Шимкива крупным инвестпроектам. В качестве меры защиты инвесторов региональный минсельхоз готовит “Стратегию развития мясного скотоводства”, где будут прописаны меры поддержки. Как уточнил Лещенко, документ находится в окончательной стадии формирования, к разработке привлечены ученые “Новосибирского аграрного университета” и представители “Национального союза производителей говядины”. «Ожидается, что документ будет готов в октябре», – подчеркнул он.
По данным минсельхоза РФ, сегодня говядиной Россия обеспечена на 50%, остальное закупает за рубежом. «Чтобы обеспечить такое производство мяса в стране, нужно дополнительно в хозяйствах обеспечить содержание около 2 млн коров», – ранее подчеркивал Пахомов.
Нишевые перспективы
Таким образом, для Новосибирской области развитие животноводство – перспективная ниша, шанс совершить экономический рывок, поднять уровень жизни сельских территорий. Игрок, занявший ее, становится не просто крупным предпринимателем, но также получает огромный политический вес. Достаточно вспомнить факт, как несколько лет назад на совещании по вопросам развития сельского хозяйства в Ростове акционер “Мираторга” Виктор Линник участвовал в общей дискуссии на равных с федеральными чиновниками , обращался напрямую с предложениями к президенту и его голос был услышан. Для Шимкива, политика умного, властного и крайне жесткого по отношению к своим даже потенциальным конкурентам, появление нового влиятельного игрока на политической арене крайне нежелательно – независимо от того, как в дальнейшем могут сложиться их отношения.
Добившись поста спикера регионального парламента, вершины своей карьеры, он готов использовать все возможные рычаги влияния, чтобы зачистить поле и сохранить доминирующее положение. Это стремление, понятное с точки зрения усиления собственной власти, является для региона негативным. Андрей Травников, варяг, не связанный ни с одной из олигархических группировок региона, в публичном поле не одергивает Шимкива, но при этом пытается за счет имеющихся у него возможностей противостоять ему.
Прошедшие выборы не поколебали позиции “Единой России в Заксобрании”, но попытка кремлевских политтехнологов разбавить новой кровью привести новых людей во власть отчасти удалась .
Успехи омского проекта ГК «Продо» (активы были приобретены партнерами Романа Абрамовича) заставляют предположить, что для реализации крупного инвестпроекта в Новосибирской области необходим политический вес уже на старте.
Потребности и рынки
Сейчас крупнейших игроков на территории Новосибирской области нет – в составленной минсельхозом РФ списке системообразующих предприятий из 66 компаний нет ни одной новосибирской (хотя в регионе присутствуют региональные представительства федеральных структур – например, заводы PepsiCo, Mars). Работает молочный холдинг «Эконива», который сместил «Мираторг» в рейтинге крупнейших инвесторов в пищевой промышленности от Infoline.
«Эконива» по состоянию на май управляла фермами на 103 тыс. голов дойного стада. К концу года показатель должен достичь 110 тыс. голов, что позволит холдингу выпускать около 1 млн тонн молока в год. В Новосибирской области компания строит завод сыров мощностью 36 тыс. тонн в год.
Майский указ президента Путина требует к 2024 г. увеличить сельскохозяйственный экспорт в 2,2 раза по сравнению с 2017 г. – до $45 млрд. Для этого бюджет дополнительно выделит 406,8 млрд руб. на национальный проект «Экспорт продукции АПК». В числе приоритетов – развитие собственной селекции, семеноводства и племенного животноводства.
По данным новосибирского минсельхоза, в 2019 году в регионе были зарегистрированы 20,9 тысячи голов мясного скота, план на 2020 год – 22,4 тысячи. К 2024 году поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и их помесей в сельхозпредприятиях, КФХ и ИП региона должно составить 60 тысяч голов, численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород — 30 тысяч голов. В 2019 году произведено 38,6 тысячи тонн говядины, прогноз на 2020 год — 39 тысяч тонн.