Деиндустриализация Украины как основа военной экономики
Вновь избранный американский президент в первые же дни озвучил свои геополитические приоритеты, сделав акцент на доминирование в западном полушарии и борьбу с Китаем. С украинским конфликтом Трамп намерен покончить как можно скорее. Но Зеленский заявил, что «выбрал меч» и рассчитывает на поддержку со стороны ЕС и НАТО. Собственная экономическая база киевского режима безнадежно подорвана – как деятельностью украинских правительств, так и потерей экономически значимых территорий в ходе СВО.
Экспансия и влияние
Вновь избранный американский президент Дональд Трамп заинтересован прежде всего в наведении порядка на «заднем дворе» США: в установлении контроля над Панамским каналом, присоединении Канады и Гренландии – «в целях национальной безопасности». В отношении Мексики Трамп пока ограничился тем, что предложил переименовать Мексиканский залив в Американский. Что касается украинского конфликта, то Трамп намерен покончить с ним как можно скорее.
В интервью телеканалу Fox News Трамп заявил, что президент Украины Владимир Зеленский не должен был позволить начаться специальной военной операции, но Зеленский предпочел воевать вместо переговоров. «Зеленский хочет урегулировать [конфликт] сейчас. С него хватит. Он не должен был допустить этого. Вы знаете, он не ангел – и не должен был допустить конфликта», – разъяснил Трамп.
Зеленский, который заявил, что «выбрал меч», надеется на поддержку со стороны европейских стран. Нелигитимный президент предлагает европейцам выбор – либо содержать ВСУ, либо – принять Украину в НАТО.
На днях, отвечая на вопросы зарубежных изданий на полях Всемирного экономического форума в Давосе, Зеленский сформулировал свое видение так: европейцы должны содержать Вооруженные силы Украины численностью не менее миллиона человек как гарантию безопасности, если Киев не пустят в НАТО, или разместить на территории, подконтрольной киевскому режиму, не менее 200 тысяч своих солдат. «У нас есть восьмисоттысячная армия. Если не будет ни НАТО, ни четких гарантий безопасности или [иностранного] контингента, то мы должны иметь миллионную армию», – заявил нелигитимный.
Зона риска
В качестве источника средств Зеленский видит замороженные в ЕС российские резервы, которые составляют около $250 млрд. По данным The Wall Street Journal от декабря 2024 г. со ссылкой на источники, киевский режим хочет $126 млрд помощи на оборону в 2025 г. при условии невключения в НАТО.
Ресурсы самой бывшей украинской ССР во многом исчерпаны. Для своих соседей, европейских стран, Украина стала донором дешевой рабочей силы, обеспечив рост экономических показателей, такое сообщение опубликовало агентство Reuters. В публикации указывается, что экономический подъём, который наблюдался последние два года в ряде европейских стран Центральной и Восточной Европы, включая Польшу и Чехию, в значительной части был обеспечен украинскими беженцами.
В эти страны перебрались более 4,3 млн украинцев, спасаясь от войны. В Польше сейчас проживает 22% от общего числа украинских беженцев, а в Чехии — примерно 9%. Когда война закончится, эти люди могут вернуться на Украину, что создаст проблемы на рынках труда в Праге, Братиславе и Варшаве. Таким образом, окончание конфликта заставит эти страны искать замену дешевой украинской рабочей силе.
Вхождение Украины в ЕС, о чем мечтает Зеленский, отрицательно скажется на экономическом потенциале страны. В зоне риска оказался даже аграрный сектор, который сейчас является основой экономики когда- то промышленно развитой страны. Около 40% евроинтеграционных изменений затрагивают именно сельское хозяйство, такие данные были озвучены во Всеукраинской Аграрной Раде. Новые требования для украинских аграриев фактически копируют стандарты, которые сами европейские фермеры считают слишком затратными.
При этом сам Евросоюз находится в процессе пересмотра своей аграрной политики – именно из-за массового недовольства со стороны фермеров принятыми стандартами к агропромышленной продукции. Тысячи малых семейных ферм в Польше, Франции и Нидерландах уже закрылись, множество малых хозяйств оказались на грани разорения. Украинские аграрии просто не выдержат конкуренции, если нормы евросоюза будут внедрены без адаптации к местным условиям.
Минус кокс и литий
Украинский промышленный потенциал сокращается также из-за продвижения русской армии. На юго-западной окраине города Красноармейска (Покровска) уже идут бои, сообщает ТАСС. Русская армия вошла в поселок Зверево, который находится в черте города. Таким образом, началась непосредственная войсковая операция по взятию важного районного центра ДНР и транспортного узла, через который ВСУ массово перебрасывали свои войска.
Под Покровском, судьба которого, фактически, решена, находится единственная в Украине шахта по производству коксующегося угля, на котором работают металлургические предприятия страны.
Шахта «Покровское» (бывшая шахта «Красноармейская-Западная № 1») и расположенная рядом горно-обогатительная фабрика «Свято-Варваринская» принадлежат «Метинвесту» Рината Ахметова. Коксующийся уголь также добывают на шахтах «Краснодонуголь», которые сейчас находятся в ЛНР. Таким образом, шахта в Покровском была единственным производителем коксующегося угля для метпредприятий.
Также в районе Покровского находится крупное месторождение литиевых руд Шевченковское. По оценке Государственной службы геологии и недр Украины, на месторождении имеются запасы лития, а также танталовых, ниобиевых, бериллиевых руд, кварца и мусковита. По приблизительным оценкам, на почти 40 га площадей можно добыть около 5 млн т оксидов тантала, ниобия, бериллия и кварца.
«В районе населенного пункта Шевченко есть литиевые месторождения, которые интересны Западу, но сейчас они находятся под контролем Российской Федерации, — заявил после взятия села Шевченко глава ДНР Денис Пушилин.
Стратегическое сырье
Месторождение лития у села Шевченко Волновахского района было открыто в 80-х годах прошлого века, запасы руды оцениваются около 14 млн тонн. После распада СССР разработка месторождений так и не началась. До обострения ситуации месторождением интересовались китайские компании, а также European Lithium. Но из-за близости фронта и поражений украинской стороны отказалась от покупки. С началом СВО киевский режим пообещал передать контроль над запасами ископаемых западным компаниям в обмен на поставки оружия.
С учетом европейского энергоповорота значение лития возрастает кратно. Журналист Ларс-Эрик Нивельштейн в своей публикации в издании Frankfurter Rundschau прогнозирует, что к 2030 году спрос на литий в Европе увеличится в разы – литий требуется для смартфонов и ноутбуков, а также для аккумуляторов электромобилей. Европейский Союз принял так называемый Закон о критическом сырье, в котором указано, какие ресурсы особенно важны для достижения климатических целей, и литий входит в их число. Европейские производители рассчитывали именно на украинское месторождение. «Европе нужен украинский литий – Путин препятствует торговле», – резюмирует Ларс-Эрик Нивельштейн.
Откат назад
К концу 1991 года на Украине была сосредоточена треть промышленности Советского Союза и четверть мощностей военно-промышленного комплекса страны. Эти производства были завязаны на российских смежников – примерно на 80% обеспечивалось поставками разнообразных комплектующих из России. Богатейшее советское наследие, которое досталось Украине по наследству, эксплуатируется крайне неэффективно, промышленная база оказалась в глубочайшем кризисе .
Этот факт неоднократно озвучивался украинскими экспертами. Так, еще в 2010 году доктор экономических наук Сергей Кораблин отмечал в интервью для украинского издания «Зеркало недели», что “в то время как весь мир борется за право производства и реализации все более технологичной продукции, связанной с дополнительными доходами, Украина почти два десятка лет движется в обратном направлении — к деиндустриализации отечественной экономики”.
По словам Кораблина, накануне 2010 года “доля сырьевой продукции в структуре отечественной промышленности составляла 70% против 14,6% товаров инвестиционного назначения. Аналогичные соотношения наблюдаются и в структуре товарного экспорта. При этом если в 80-е годы в нем доминировала продукция машиностроения — приблизительно 37%, а доля черной металлургии была в два раза меньше (18%), то в 2005—2008 гг. уже наблюдались прямо противоположные пропорции: машиностроение — 15%, черная металлургия — 40%”.
Проекты новых предприятий, даже востребованных и перспективных в текущий момент оборонных производств, часто обречены на провал. Так, разрекламированный проект турецкого производителя БПЛА “Байрактар” Baykar (Байкар) по созданию производства на базе завода «Мотор Сич» – заглох. Baykar надеялся получить доступ к двигателестроительным компетенциям, но в итоге вместо создания завода на Украине турецкий производитель дронов Baykar приобрел итальянскую компанию Piaggio Aerospace, известной своими разработками в области лёгких самолётов, бизнес-джетов и даже авиационных двигателей.
Дорогое производство
Сейчас Украина востребована прежде всего в качестве полигона для тестирования негативных сценариев, управляемого хаоса. В ходе боев на украинской территории тестируются новые виды вооружения. Опыт Украины предоставил ценные уроки, которые американцы будут использовать в своей оборонной промышленности, цитирует Джейка Салливана The New York Times.
По словам Салливана, использование БПЛА началось после первого контрнаступления Украины осенью 2022 года в Харьковской и Херсонской областях, когда стали очевидны ограничения возможностей обычных вооружений Украины. Таким образом, военные действия на территории бывшей Украинской ССР помогли США модернизировать свою оборонную отрасль.
Тем временем уже ближайшее время себестоимость производства для оставшихся промышленных потребителей существенно вырастет – НКРЭКУ запланировала очередное повышение тарифов на централизованное водоснабжение ( на 25%), и водоотвод для промпредприятий (больше чем на 10%). До этого промышленный сектор уже столкнулся с повышением тарифов на передачу электроэнергии, транспортировку газа, перевозки «Укрзализныци» и акциза на горючее.
Подсчитали – прослезились
Повышении тарифов на воду для бизнеса ударит по добывающей промышленности, так как крупные предприятия, в частности горно-обогатительные комбинаты, металлургические заводы, химические и другие производства, используют значительные объемы воды в своих технологических процессах. Впрочем, заплатят за все эти повышения рядовые украинцы.
Но промпредприятия губит не только повышение тарифов, ликвидация источников сырья. Главной проблемой остается мобилизация – вернее, как называют процесс отлова людей для отправки на линию боевого соприкосновения на Украине – могилизация. Издание Financial Times рассказывает о критической ситуации на заводах ArcelorMittal.
По словам директора предприятия Мауро Лонгобардо, существование завода оказалось под угрозой из-за призыва сотрудников на передовую. Военкомы стояли у проходной, таким образом, избежать призыва было невозможно. Из 18 тысяч сотрудников завода украинские людоловы уже мобилизовали 3,5 тысяч, что составляет около 20% от общей численности, еженедельно, по данным Мауро Лонгобардо , кто-то из призванных сотрудников погибает. Теперь, после снижения призывного возраста, завод потеряет еще больше людей.
Сокращение и спад
В Днепропетровске уже не хватает людей, чтобы работать на городском транспорте, предприятиях ЖКХ, энергетике, сфере обслуживания. Людей гонят на фронт, в итоге экономике лишается рабочих рук, объемы производства падают, а сами граждане Незалежной предпочитают уезжать за рубеж.
О сокращении численности населения Украины лучше всего говорят цифры об объеме переводов украинским гражданам из-за рубежа. По данным Нацбанка, за январь-ноябрь 2024 года украинцы из-за границы перечислили $8,8 млрд. Это на 15% меньше, чем за аналогичный период 2023 года, когда поступило $10,3 млрд. Если сравнить с довоенным 2021 годом, когда объем переводов составил $14 млрд, снижение составило 37,1%.
Множество заробитчан, которые до 2022 года отправляли заработанные деньги семьям в Украину, уже перевезли своих родных за границу. При этом в Киеве, по данным статистики, растут объемы продаж элитных авто. Во время пожара в Лос- Анджелесе сгорели дачи нескольких украинских генералов.
«Украина потеряла пятую часть своей страны, а их промышленность лежит в руинах, – так оценивает положение страны премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. – Они не могут обеспечить свое существование, но ведут себя так, будто в состоянии диктовать Европе свои условия. На самом деле они находятся в положении просителя, но просить тоже надо уметь».