Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

Как работать с детьми с “высокой смертностью” – неонатолог Ольга Евзрезова

Врач-неонатолог, заведующая отделением патологии новорожденных недоношенных детской городской клинической больницы им. Гераськова, Ольга Евзрезова рассказала о своем опыте выхаживания недоношенных  новорожденных.

Фактический опыт Евзрезовой  в качесте неонатолога, по ее словам – 45 лет, хотя ранее неонатолог как профессия “вообще не звучала”.

В 1975 году Евзрезова попала по распределению в специализированную пятую детскую клиническую больницу по выхаживанию недоношенных новорожденных детей. Это был аналог городского перинатального центра, поскольку все преждевременные роды города были сосредоточены именно в этой больнице.

“Все нам говорили: «Вы куда идете? Это же так страшно!» Это дети, которые дают высокую смертность. Я согласна, это очень тяжелый труд. Сейчас в реанимационных отделениях такие технологии, которых нам вообще не снились, а тогда препарат, который сейчас при рождении вводится для раскрытия легких, привозили самолетом из Москвы и это было такое ноу-хау! В тот период времени мы могли выходить ребенка со сроком гестации 27-28 недель. И до открытия областного перинатального центра у нас в год проходило 50-55 детей с экстремально низкой массой тела”.

За 45 лет работы технологии изменились.

“Мы первые в городе начали ставить пупочные катетеры. У нас появились инфузоматы (приборы для медленного введения препаратов – прим.ред.), сейчас у ребенка бывает и по два, и по три инфузомата, когда его нужно кормить через зонд медленно-медленно, если у ребенка, например, больной желудочно-кишечный тракт – очень частая патология недоношенных. Раньше инфузоматов не было, мы [для кормления новорожденных] пользовались обычными капельницами. На сегодняшний день инфузоматы есть и мы можем профилактировать развитие многих патологий новорожденных, ведь самое главное – этапность кормления».

Евзрезова  считает, что родители должны верить в ребенка и нести только положительную энергию. «Вера мамы и папы в ребенка – это очень важно. И даже если мама не может лежать в стационаре вместе с ребенком, то мы все равно на связи каждый день. И даже если ребенок прибавил 5 граммов в весе, мама очень этому радуется. И ребенок это добро и позитив чувствует! И это то, что объединяет врача и маму: намерение выходить ребенка в короткие сроки с минимальными потерями».

Матерей можно понять, считает Евзрезова – они пережили тяжелую ситуацию, пережили стресс, не знают, что с ребенком. «И приходят к нам взъерошенные, взбудораженные, но не должно так быть! И я каждый раз говорю: «Вы понимаете, какую вы энергию несете к ребенку? Вы должны нести позитивную, добрую, улыбаться, чаще поглаживать, говорить ласковые слова. И ребенок по-другому поведет себя».

В подтверждение своих слов о важности Евзрезова  рассказывает о случае брошенном ребенке с  весом 1,1 килограмм.  «Через какое-то время приходят усыновители, молодые ребята. Мы им говорили, что с ребенком может быть не все в порядке, у него могут быть проблемы со зрением вплоть до слепоты, он может уйти в тяжелую анемию, нужны будут постоянные переливания крови, он может уйти в тяжелую бронхо-легочную дисплазию, пока непонятно, что будет. Ребята говорят: «А мы его будем любить таким, какой он есть, он нужен, он наш человек!». Они оформили документы, и пока ребенок рос, они приходили к нему (это еще до ковида было), рядом с ним стояли, разговаривали. Вы бы видели, как себя ребенок вел! Мальчик прямо понял, что он нужен! Он с таким достоинством себя вел, что мол, смотрите, я тут, я им нужен! И вы знаете, вот просто без изъянов был ребенок, всех этих болезней, которые могли быть у недоношенного с такой массой тела, он избежал. В последующем мы общались с этими родителями, мальчик весь мир с ними объездил!»

Врач подчеркивает, что «на самом деле много таких хороших случаев: из 900-граммовой малышки выросла спортсменка-победительница, профессионально занимается гимнастикой. Есть случаи, когда рождались тройняшки и четверняшки с маленьким весом, но вырастали совершенно здоровыми».