Росатом наращивает мощности в Северске и Ангарске
Амбициозные планы Росатома на российском и зарубежных рынках требует увеличения сырьевой базы и объемов производства. Часть элементов технологического цикла производится на «Ангарском электролизном химическом комбинате» и “Сибирском химическом комбинате”, которые входят в госкорпорацию.
«Ангарский электролизный химический комбинат» в 2019 году произвел и реализовал 183 тонны бифторида калия, сообщается в пресс-релизе комбината. Сырье произведено на опытно-промышленной установке, запущенной в сентябре 2018 года «в рамках развития неядерных производств», в рамках которого «были приобретены современные парогенераторы и спектрометр, внедрена автоматизированная система управления технологическими процессами».
Росатом использует бифторид калия внутри собственного топливного дивизиона, преимущественно на базе “Сибирского химического комбината”.
Бифторид калия – используется для предприятий двигателестроительной отрасли, авиационной промышленности, для получения элементарного фтора, обработки изделий в моторостроении и травления стекла.
Последние годы внимание прессы к «Ангарскому электролизному химическому комбинату” и «Сибирскому химическому комбинату» было приковано в связи со скандалом из-за поставок на комбинат так называемых «урановых хвостов», опасных продуктов ядерного производства. Эксперты Greenpeace отмечали амбициозные планы Росатома по строительству новых станций за рубежом.
«Росатом, – отмечал в интервью петербургскому изданию «Новый проспект» руководитель энергетической программы Greenpeace в России Владимир Чупров, – собрался строить по миру еще 60-80 реакторов и обеспечить их топливом». Таким образом, делал он вывод, России нужно каждый год около 20 тыс. т урана природного обогащения для собственных АЭС и АЭС за рубежом. «Примерно 5-7 тыс. т поставляют горнорудные предприятия Читинской области. Часть потребностей до 2013 года Росатом закрывал в рамках контракта по переработке оружейного урана. Но из каких источников Росатом в дальнейшем планирует брать дополнительные десятки тысяч тонн природного урана?»
По данным Greenpeace, договор на поставку отходов был подписан у Росатома с немецкой компанией «URENCO».
По данным пресс-службы АО «СХК», комбинат «действительно ранее исполнял контракты по производству обогащенного уранового продукта с использованием ОГФУ («урановых хвостов»), поставляемого из-за рубежа. Однако последняя такая поставка была выполнена в 2010 году».
По данным автора портала ТВ2 Виктории Мучник со ссылкой на физика-ядерщика, эксперта программы «Безопасность радиоактивных отходов» Андрея Ожаровского, «на комбинате в Северске, по косвенным оценкам, сейчас хранится более 180 тысяч тонн собственных «урановых хвостов».
С 2011 года, по сообщениям Росатома, на СХК ведутся работы в рамках проекта “Прорыв” , который предусматривает создание технологии замкнутого топливного цикла. По данным компании, в Северске появится реакторная установка “БРЕСТ-ОД-300” с пристанционным ядерным топливным циклом, а также производство уран-плутониевого (нитридного) топлива для реакторов на быстрых нейтронах. В закрытом ядерном тепловой цикле за счет расширенного воспроизводства ядерного “горючего” существенно расширится топливная база атомной энергетики, а также появится возможность уменьшить объемы радиоактивных отходов благодаря “выжиганию” опасных радионуклидов.
«Стратегическая линия Росатома по созданию двухкомпонентной атомной энергетики с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах, а также замыканию ядерного топливного цикла поможет многократно увеличить сырьевую базу атомной энергетики, а также использовать повторно (после переработки) отработавшее ядерное топливо вместо его хранения. В-третьих – вовлечь в топливный цикл и утилизировать накопленные на складах запасы ОГФУ и плутония», – ранее объяснял вице-президент по развитию технологий и созданию производств замкнутого ядерного топливного цикла АО «ТВЭЛ» Виталий Хадеев.
В планах Ангарского комбината – запустить в апреле 2020 года опытно-промышленную установку по производству гидроксида лития, сообщал гендиректор АЭХК Александр Дудин журналистам. К 2023 году комбинат намерен освоить эту технологию и создать производство. Объем инвестиций – 1,2 млрд рублей.
Также в планах АЭХК запустить производства карбида кремния “без создания совместного предприятия”. Карбид кремния, наряду с другими материалами, используется в качестве слоя из триструктурально-изотропного покрытия для элементов ядерного топлива в высокотемпературных реакторах, в том числе в газоохлаждаемых реакторах. Также из карбида кремния изготавливаются пеналы для длительного хранения и захоронения ядерных отходов.
«Ангарский электролизный химический комбинат» (АО «АЭХК», входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») – предприятие по производству обогащенного гексафторида урана, применяемого для изготовления ядерного топлива для атомных электростанций. Финансовые показатели в СПАРК не раскрываются, однако гендиректор, общаясь с журналистами, ранее сообщал, что «прогнозная чистая прибыль комбината в 2019 году составит около 2,5 млрд рублей».
С 1 апреля 2014 года по решению госкорпорации “Росатом” на АЭХК остановлено сублиматное производство. С декабря 2014 года разделительное производство АЭХК перешло в режим “шахты”: комбинат извлекает из обедненного гексафторида урана (ОГФУ), хранящегося на территории предприятия, уран-235, пригодный для использования в ядерных реакторах. Существующие запасы ОГФУ на площадке АЭХК позволяют ему вырабатывать продукцию из “богатых” отвалов до 2035 года.
Предприятия были созданы после войны. Недавно Росатом рассекретил документы, которые определили создание структуры мощностей для создания атомной промышленности. Решение принимал Лаврентий Берия на заседании Специального комитета 19 июня 1948 года. Он учел аргументы в пользу Братска, где расположился плутониевый комплекс (сейчас – «Ангарский электролизный химический комбинат») и предприятие по обогащению урана — в районе Томска (сейчас – «Сибирский химический комбинат» (Северск Томской области).