Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

Минпромторг РФ ищет замену поставщикам лекарственных субстанций

Остановка ряда фармацевтических и химических производств в Китае из-за коронавируса сказалась на состоянии мирового фармрынка. Индия ввела запрет на экспорт фармсырья. Российские производители пытаются найти альтернативу зарубежным поставщикам.

Перебои в поставках лексубстанций из Китая уже сказались на деятельности фармпроизводителей. Так, Индия ввела запрет на ограничение на экспорт 26 фармсубстанций и препаратов на их основе, в том числе таких популярных, как парацетамол, ацикловир, неомицин, эритромицин, тинидазол, прогестерон, левомицетин, орнидазол, клиндамицин, витаминов В1, В6 и В12 – причем бессрочно. Запрет введен не смотря на имеющиеся у индийских производителей запасов на три месяца.

Впрочем, о сроках участники рынка спорят – министр химпромышленности и удобрений Мансуха Мандавьи считает, что «на три месяца хватит», его поддерживает руководитель цепочки поставок индийской Lupin Дебабрата Чакраворти, который в середине февраля заявил Reuters о запасах «недель на 10». Но Даара Пател, руководитель Ассоциации индийских фармпроизводителей (более 900 компаний) пессимистичен – по его мнению, сырья хватит лишь до апреля.

Из-за перебоев в поставках индийские производители уже подняли цены – по данным Bloomberg со ссылкой на  гендиректора фармкомпании Zydus Cadila Панкаджа Р. Патела, к концу февраля 2020 года парацетамол подорожал  на 40%,  азитромицин – на 70%.

По данным Минпромторга РФ, в России около 80% лекарственных средств производится с использованием китайских фармсубстанций. Ранее глава минпромторга Денис Мантуров заявлял о том, что ведомство рассматривает возможность наладить поставки из Индии (публикация ТАСС), но при этом возможно повышение цен на продукцию, произведенную из индийского сырья.

Российские производители осторожно высказываются в публичном пространстве о наличии дефицита. Так, в конце февраля  директор «Активного компонента» Александр Семенов на вопрос  «Фонтанки» ответил, что запасов субстанций хватит до апреля.

В прошлом году российские и мировые компании уже сталкивались с проблемами в поставках субстанций из Китая – из-за этого, в частности, тогда подорожал пропранолол,  цена преднизолона в инъекциях подскочила вчетверо.

С 2015 года в ходе реализации федеральной целевой программы «Фарма-2020» было профинансировано всего 10 проектов по организации производства отечественных фармсубстанций, объем предоставленных российским фармкомпаниям субсидий составил 535,5 млн рублей. Импорт АФС и нерасфасованных ЛС в РФ с 2016 по 2018 год вырос со $117 млн до $261 млн.

В то время как фармкомпании испытывают проблемы из-за перебоев в поставках сырья, поставщики медизделий и медицинских расходных средств только выиграли от вспышки коронавируса. По данным Дальневосточного таможенного управления, с начала 2020 года экспорт медизделий вырос в 115 раз – за первые два месяца 2020 года Дальневосточное таможенное управление оформило вывоз 69 тонн различных медизделий (медицинских масок, бахил, марли, медицинских перчаток, дезсредств и проч) общей стоимостью $2,3 млн (против $20 тыс годом ранее).

Но дальнейший рост поставок продукции на экспорт остановило Правительство РФ, которое в марте ввело запрет на вывоз ряда медизделий – в список вошли практически все востребованные в ситуации эпидемии наименования. Предварительно запрет действует до 1 июня 2020 года.

От вспышки коронавируса выиграл новосибирский предприниматель Дмитрий Ушаков – благодаря поддержке местных властей завод по производству защитных масок будет сертифицирован как производитель не просто защитных, а медицинских изделий.

Благодаря коронавирусу у китайских предпринимателей появилась еще одна ниша. В Ухане и других городах, по сообщениям китайских СМИ, не хватает мощностей для переработки мусора. Так, дневной объем медотходов в Ухани составляет около 200 тонн, а текущие мощности позволяют переработать лишь 25% от этого количества.