На чем зарабатывают Тинькофф Банк и «Яндекс.Деньги»?
На российском рынке цифровых банков растет конкуренция. Меньше чем за год на нем появилось сразу несколько новых игроков. Осенью прошлого года финансовая группа БКС запустила необанк «Сфера», а в начале этого заработал банк-лоукостер от Газпромбанка. Еще один амбициозный проект недавно появился в Казани, где владелец группы IT-компаний FIX Дмитрий Еремеев решил развивать цифровой «Банк 131»
Новым цифровым банкам придется бороться за клиентов с уже работающими необанками. По данным исследования Bloomchain Research, самые крупные представители цифрового банкинга в России — Тинькофф Банк, Модульбанк и Яндекс.Деньги. Первые два игрока представляют собой цифровые банки с полной банковской лицензией. А вот Яндекс.Деньги – это некредитная организация, которая специализируется на платежных операциях.
Этот необанк имеет ограниченную лицензию, позволяющую открывать и вести счета, осуществлять переводы и куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме.
Bloomchain Research узнал, на чем зарабатывают эти представители финтех-отрасли, проанализировав структуру доходов необанков и сравнив ее с российскими и зарубежными традиционными банками.
Комиссии или проценты?
Как правило, основные составляющие выручки банка – это процентные и комиссионные доходы. Процентные доходы формируются за счет выданных кредитов, средств в других банках, инвестиций в долговые ценные бумаги. Комиссионные доходы банк получает за счет эквайринга, обслуживания банковских карт, расчетно-кассового обслуживания, а также ряда других услуг (брокерские услуги, конвертация валют, перевод средств в другой банк и т.д.).
В периоды стабильности процентный доход может выступать основополагающим источником выручки. Но вот во время сложностей на него рассчитывать не приходится, как и при низких процентных ставках.
Тренд на увеличение комиссионного дохода можно считать защитой от различного рода рыночных рисков и залогом стабильной выручки вне зависимости от монетарной политики.
Возникает вопрос: какая пропорция процентных и комиссионных доходов сейчас характерна для цифровых и классических банков? И есть ли вообще некий ориентир для тех и других? На графике ниже представлено соотношение чистого комиссионного и чистого процентного доходов для некоторых необанков (тех, у которых можно найти отчетность в открытом доступе). Для сравнения этот показатель был также рассчитан для крупнейших по величине активов банков России.
Из расчетов можно заключить, что указанное соотношение у Тинькофф Банка сопоставимо с представителями классического банкинга. Зато Модульбанк и Яндекс.Деньги сильно выбиваются из общей картины. Принимая во внимание специализацию Яндекс.Денег и ограниченность лицензии необанка, логично предположить, что подавляющую часть доходов он получает за счет комиссий.
У Модульбанка другая ситуация: он может привлекать средства во вклады и размещать по своему усмотрению. Тем не менее чистый комиссионный доход превалирует в структуре доходов и этого цифрового банка.
“Такая структура определяется выбранной моделью деятельности. Когда мы начинали, то планировали, что процентный доход от кредита будет около 10% – 15%. Сейчас он намного меньше, но мы постепенно идем к плановым показателям. Остальной доход по сути – транзакционный – комиссии и процент от размещения остатков клиентов, которые тоже связаны с транзакциями”, – рассказал корреспонденту SibRu.com совладелец и зампред правления Модульбанка Олег Лагута.
Процентные и комиссионные доходы необанка «Сфера», запущенного финансовой группой БКС, делятся в равной пропорции. Это соотношение является и целевым показателем на будущее. Менять структуру доходов в планы «Сферы» не входит, только сохранять текущий баланс.
В аналогичной ситуации находится и работающий на лицензии КИВИ Банка – Рокетбанк, соотношение процентных и комиссионных доходов которого на текущий момент составляет 1 к 1.
Представитель банка «Точка» в разговоре с нашим корреспондентом акцентировал внимание на том, что процентный доход нетипичен для необанка, в то время как комиссионный доход планируется увеличивать за счет «нефинансовых» услуг. Речь идет о сервисах, созданных для упрощения работы малого и среднего бизнеса: регистрации компании, ведении бухгалтерии, проверке сотрудников.