Как наладить разведывательную деятельность в Центральной Азии
«Истории успеха» - на примере киргизских неправительственных организаций
Центральная Азия, мягкое подбрюшье России – регион, где пересекаются интересы трех крупнейших держав. Российский интерес к региону – самый закономерный, ведь азиатские страны долгое время входили в состав союза, и добрососедские отношения для нас – вопрос выживания. Китайцев волнует прежде всего экономическая выгода. США через Азию пытается влиять на своих основных геополитических соперников, а также на Иран и Афганистан.
США, в рамках разработанной в 2015 году стратегии в отношении Центральной Азии, поставили задачу минимизировать российско – китайское влияние в регионе. Для каждой из центральноазиатских стран разработан отдельный план. Также действует формат С5+1, предполагающий взаимодействие министров иностранных дел пяти стран Центральной Азии и Вашингтона.
Помимо контактов на уровне министров, важным направлением работы является проникновение и внедрение «агентов влияния» во все сферы экономической, политической и социальной жизни, а также формирование лояльной к США местной элиты. Неправительственные организации, которые взаимодействуют с госорганами, журналистами и направляют энергию общественных активистов в нужное русло, прекрасно подходят для сбора данных и систематизации информации по отдельно взятым регионам.
На территории Центрально-Азиатского региона работает, по самым скромным подсчетам, более сотни различных неправительственных организаций.
Это различные фонды, фонды, ассоциации, общества и центры, которые занимаются всем подряд, включая детей, проблемы молодежи, экологию, защиту прав человека, различные объединения по интересам, тренинги для блогеров, писателей и проч. Подавляющее большинство из них финансируется западными странами. Так, в Киргизской Республике около 90% неправительственных организаций создано при участии американских учреждений и действует под контролем Посольства Соединенных Штатов.
Одна из них – организация «Search for Common Ground» (SFCG ), головные офисы которой находятся в Вашингтоне, США и Брюсселе, Бельгия. Основные направления деятельности организации, по данным официального сайта (https://www.sfcg.org), звучат весьма благородно, а именно – изучение проблем межнациональных и межрелигиозных отношений, теневое распространения оружия, распределение сфер влияния между этническими группировками и религиозными экстремистскими организациями.
Интересы организации простираются и за пределы территории Киргизии, охватывая и другие страны СНГ. Офисы компании действуют в г. Бишкек и г. Ош.
Для своих целей SFCG оплачивает услуги экспертов из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и России. Финансирование проектов осуществляется Министерством международного развития Великобритании, Агентством по международному развитию США, Государственным департаментом США, Фондом МакАртуров, Фондом Сороса, Национальным фондом в поддержку демократии (NED) и другими структурами, участвовавшие в реализации так называемых «цветных революций».
Давайте посмотрим, какую работу проделала SFCG в Киргизии. Организация внедрила собственные стандарты в судебную систему – в частности, совместно с Государственным Центром Судебных Экспертиз при Министерстве юстиции Киргизии разработала методическое руководство по проведению религиоведческой экспертизы и комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы, а также пособие для судей «Свобода вероисповедания и отправления правосудия».
SFCG совместно с экспертами Научно-исследовательского института исламоведения и Национального института стратегических исследований Киргизии разработала рекомендации для правительства Киргизии по изменению киргизского законодательства в области противодействия религиозному экстремизму. SFCG наладила контакты с правозащитниками, подписан меморандум о сотрудничестве с ассоциацией «Юристы Кыргызстана».
В столь значимой для мусульманских стран сфере, как религия, SFCG попыталась реформировать религиозное образование, причем разработанную организацией концепцию лоббировали на уровне Министерства образования и науки Киргизии.
Для развития контактов с государственными чиновниками Центральной Азии, представителями общественных институтов SFCG создала региональную диалоговую площадку, в этом организацию поддержал Казахстанский институт стратегических исследований. В дальнейшем, благодаря площадке, организация наладила контакт с представителями государственных аналитических структур и экспертного сообщества целого ряда центральноазиатских стран; в Узбекистане – с Институтом стратегических межрегиональных исследований, Институтом Востоковедения Узбекистана; в Таджикистане с такими структурами, как Академия Наук Таджикистана, Центр стратегических исследований Таджикистана. В Киргизии, где базируется организации, «свои люди» появились в Национальном Институте Стратегических исследований Киргизской Республики, Аналитическом центре “Полис Азия” и других.
Согласитесь, масштабы деятельности SFCG впечатляют. Материалы, которые имеются в открытом доступе и доступны для изучения, свидетельствуют о значительных позициях SFCG в политическом, некоммерческом и общественном пространстве центрально – азиатского региона. В тени остается главный итог ее деятельности – при указанных масштабах проводимой деятельности SFCG обладает значительным объемом информации о конфликтных ситуациях в регионе, причинах радикализации местного населения, лидерах протестных настроений и социальных групп.
Как следствие, к полученным данным имеют доступ представители различных структур США и Великобритании.
Судя по активности западных НКО, именно в Киргизии из всех центрально-азиатских стран сложились наиболее благоприятные условия для деятельности западных организаций. Так, в 2017 году международная некоммерческая организация Internews Network (финансируется Государственным департаментом США) передала ряд функций собственного представительства из Алматы, где ранее базировалась, в киргизский офис в Бишкеке.
При этом при поддержке USAID представительство Internews в Киргизии получило годовое финансирование в размере 8.000.000 долларов США. Подобный объем финансирования (причем не единоразовое, а ежегодное) позволяет сформировать и поддерживать огромную сеть агентов и информаторов, а также проводников собственных интересов во всех сферах киргизского общества.
Internews действует более радикально, нежели SFCG – организации дискредитирует киргизские органы государственной власти, правоохранительные структуры, судебную систему, организует скандальное освещение «фактов нарушения прав граждан», в том числе исповедующих различные течения ислама.
Таким образом, в СМИ и сети Интернет появляется большое количество публикаций, которые способствуют радикализации настроений жителей региона, усилению их недовольства властью. Аналитические отчеты SFCG прямо указывают на этот фактор.
Только через эти организации США и Великобритания способны оказывать существенное воздействие на социально-политическую обстановку в Киргизии и других стран Центральной Азии. Увы, пока ситуация складывается не в нашу пользу, есть тенденция к уменьшению степени влияния Российской Федерации на центральноазиатском геополитическом направлении, а также осложнению интеграционных процессов между нашими странами.
Мнения авторов рублики “Мнения” может не совпадать с позицией редакции.