В руде, добытой в Норильске, российские геологи обнаружили ранее не известный науке минерал, состоящий из никеля и германия. До этого момента соединения с подобным составом встречались исключительно в метеоритах.
Этот минерал обладает способностью к накоплению германия в анаэробных условиях, что имеет важное значение для понимания процессов формирования космических объектов и ядра Земли. Как сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета, это открытие может способствовать изучению состава планетных ядер, так как железные метеориты рассматриваются в качестве их фрагментов.
Ученые из университета в сотрудничестве с коллегами обнаружили новый минерал – германид никеля – в образцах пород Норильского рудного района, расположенного в Красноярском крае. Эти образцы, хранившиеся в музейных коллекциях на протяжении около 40 лет, были подвергнуты исследованию минералогами университета с применением оптической и электронной микроскопии для определения химического состава и кристаллической структуры.
В исследовании также принимали участие ученые из Института геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения РАН, Томского государственного архитектурно‑строительного университета и Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана РАН.
Результаты исследований указывают на то, что образование германида никеля не требует высокого давления, но нуждается в высоких температурах и избытке восстановителя (донора электронов). Предполагается, что именно в таких условиях происходило формирование некоторых метеоритов, рассматриваемых как обломки планетных ядер.
Новый минерал получил название “ольгафранкит” в честь профессора СПбГУ Ольги Викторовны Франк-Каменецкой.
Содержание никеля и германия является основополагающим критерием для классификации железных метеоритов, и для многих из них известны прямые зависимости между содержанием этих элементов. Это позволяет предположить, что обнаруженный в земных породах минерал может присутствовать не только в метеоритах типа Румурути, но и в других их разновидностях.
«В дальнейшем мы попробуем сравнить земное и внеземное, найденное в метеорите вещество, чтобы найти разницу в условиях формирования различных бескислородных минералов в космосе и на Земле. Германиды известны своими необычными физическими свойствами, и мы смогли получить синтетический аналог минерала и дополнить наше описание природного объекта сведениями о его рукотворном „двойнике“ (антропотипе). Благодаря ему мы смогли изучить оптические свойства минерала (цвет, показатель отражения), оценить его твердость, устойчивость к растворению кислотами. Нам пока не удалось установить возраст исследуемого минерала, однако мы надеемся в будущем с помощью изотопного анализа найти ответ и на этот вопрос», — рассказал руководитель проекта доцент кафедры минералогии Санкт‑Петербургского государственного университета Олег Верещагин.