Верховный суд РФ рассмотрел ситуацию, интересующую многих россиян. Житель Краснодарского края получил постановление о сносе коттеджа из-за его нахождения на охраняемой территории ЛЭП. Юристы говорят о постоянном увеличении количества подобных исковых заявлений.
Строительство по соседству с инженерными магистральными системами, трубопроводами, линиями электропередачи, запрещено. Проблема обостряется, если магистрали введены в строй еще во времена СССР.
Разбор ситуации
В данном случае строительство было одобрено муниципалитетом. Чиновников соседство с линией электропередач не смутило. Важный момент – прокладка ЛЭП датирована эпохой СССР, но оформление охраняемой территории – 2012 годом. Энергетическое ведомство не дало согласования, гражданин был вынужден подавать исковое заявление. Первое судебное решение, вынесенное в его пользу, оказалось отменено.
Районный суд подтвердил, что гражданин – полноправный владелец объекта недвижимости, апелляционный и кассационный – с такими выводами коллег не согласились.
Дальнейшие разбирательства происходили уже в Верховных судебных инстанциях. Итог – непризнание охранной зоны как причины для сноса объекта.
Подробности
Для понимания причин и следствий нужно углубиться в подробности рассматриваемого случая. Герой публикации – житель Краснодарского края. Дом, ставший объектом споров, строили еще его родители. Дата сдачи объекта – 1959 год. В 2010 году гражданин, согласно официальному разрешению, приступил к реконструкции обветшавшего коттеджа. За 8 лет он привел его в порядок, расширил исходную площадь.
Районная администрация посоветовала собственнику связаться с представителями “Кубаньэнерго” для уточнения нюансов. Здесь и начались неприятности. Энергетическое ведомство ответило, что здание располагается на охранной территории ЛЭП. Районным органам власти пришлось расстроить заявителя, вынести постановление о том, что вновь возведенный объект расходится с законодательными положениями.
Герой публикации, впрочем, не стал мириться с неприятным развитием событий. Ему удалось узнать, что злополучная линия электропередач введена в строй в 1976 году, почти на 20 лет позже строительства дома. Дата расширения охранной зоны – 2012 год, что на 2 года позже выноса разрешения на реконструкцию.
Данное разрешение было оформлено согласно всем актуальным требованиям. Гражданин, согласно документу, приступил к реконструкционным работам. Ближе к их завершению, оказались пересмотренными и закрепленными в государственном кадастре границы охранной территории линии электропередачи. Местные чиновники развели руками, выразили сочувствие, но не смогли повлиять на ситуацию. Единственным шансом стал суд.
Собственнику пришлось составлять и подавать исковое заявление о подтверждении прав владения реконструированным объектом недвижимости. С точки зрения гражданина, здание даже с учетом пересмотра границ не могло оказаться на охранной территории. Конструкции, расширившие его площадь, были возведены на стороне, противоположной линии электропередач. Местные судебные инстанции оказались удовлетворены подобными доводами. Решение оказалось в пользу истца.
Энергетикам, однако, судебный вердикт не понравился. Была подана жалоба в Краснодарский краевой суд, решение которого оказалось противоположным районному. Мотивы таковы:
- Недопустимость возведения, реконструкции объектов на охранных территориях линий электропередачи при отсутствии согласия организации, в ведении которых они находятся. Согласие должно быть оформлено в письменном виде.
- Небезопасность проживания в здании. ЛЭП – система повышенного риска.
Краевые судебные органы не закрепили за гражданином права владения. Жалоба не дала результатов. Остался Верховный суд РФ. Он встал на сторону истца, указав на следующее:
- Неоднозначность причин сноса объекта.
- Нарушения хронологической последовательности.
- Отсутствия уведомления, согласно которому у гражданина нет прав на использовании территорий, соседствующих с линией электропередачи.
- Отсутствие четкой мотивации со стороны апелляционного суда. Его представители не конкретизировали угрозы, сопряженные с проживанием вблизи ЛЭП.
Энергетическое ведомство, по мнению Верховного суда, не представило убедительных доказательств, чем именно здание мешает функционированию ЛЭП. Судьи посчитали, что правильным является решение их районных коллег.
Актуальность проблемы
Юрист по жилищным вопросам из ЮАП сообщили, что часто сталкиваются с похожими гражданскими исками, подчеркивают их распространенность. С неприятностями сталкиваются не только физические лица, собственники дач и коттеджей, но и юридические – в ведении которых находятся транспортные, логистические, коммерческие объекты. Примеров таких множество – складские комплексы, ангары, производственные цеха.
Охранная территория установлена не только для линий электропередачи, но для других инженерных коммуникаций. Нефтепроводы, газопроводы – авария на них потенциально сопряжена с огромным материальным, экологическим ущербом, что требует установки охранной зоны.
По словам экспертов, до последнего время данные о таких территориях держались в секрете, были доступны исключительно операторам находящихся на них инженерных сетей. Даже муниципальные инстанции, одна из функций которых – выдача разрешений на строительство, не имели конкретных сведений.
Результат такой несогласованности и “секретности” – множество зданий, возведенных на охранных территориях. Владельцы, инициировавшие строительство или реконструкции, не сомневались в законности своих действий, полагали, что действуют в рамках законодательства.
Сейчас ЕГРН дополнен. Сделано это для исключения неоднозначных ситуаций. Все охранные зоны находятся в доступе, желающие могут уточнить их, защитив себя от неприятностей.
Разъяснения по ЛЭП
Для линий электропередач действуют строгие правила – установление охранной территории датировано временем, когда ее границы фиксируются в кадастре. Такой вывод следует из правительственного постановления, подписанного в 2009 году.
Правило, однако, действовало не всегда. Старые коммуникации, возведенные в Советском Союзе, в кадастр не вносились. Их охранные территории действуют и сейчас.
Получается, что владельцу лично приходится фиксировать факт присутствия потенциально опасного объекта, определять, какая охранная территория для него установлена. Данные нужно запрашивать в муниципалитете, изучать генеральный план, схемы. Даже при таком ответственном подходе существует риск путаницы, документальные сведения зачастую различны.
Позитивный момент – последние корректировки Градостроительного кодекса. Требования говорят, что на общедоступных кадастровых картах должны фиксироваться все территории, объекты и области, эксплуатация которых требует особого подхода. Это касается ЛЭП, аэродромов, трубопроводов.
Юристы надеются, что позитивные изменения продолжатся. Они помогут свести к минимуму число конфликтных ситуаций.