Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

«Центр компетенций БПЛА» НГТУ войдет в кластер беспилотников

На базе НГТУ создан Центр компетенции БПЛА. Это один из этапов на пути создания регионального кластера БПЛА, участниками которого будут НАРЗ им.Чкалова, СибНИА им. Чаплыгина и “целый ряд предприятий”.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ-НЭТИ) создан Центр компетенции беспилотных летательных аппаратов, сообщил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев на встрече с журналистами. По его словам, в задачу  Центра входит не только создание новых моделей беспилотников, но и разработка отечественной элементной базы, а также подготовка специалистов по конструированию и управлению беспилотниками.

«Регион имеет достаточно серьезные наработки в сфере создания БПЛА», – заявил чиновник. Он уточнил, что в Новосибирске будет создаваться “кластер беспилотных летательных аппаратов”, «этой теме будет посвящен летний проектно-образовательный интенсив «Архипелаг-2023». Васильев разъяснил, что для создания кластера у Новосибирской области есть необходимые предпосылки – в частности, «мощный индустриальный партнер – Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова, есть испытательная база  – Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина, целый ряд предприятий, которые могут дополнять беспилотные своим элементным оборудованием – электроникой, системами навигации, создавать корпуса, двигатели, элементы питания».

У Центра компетенции БПЛА на базе НГТУ уже есть первые разработки, рассказал руководитель центра Денис Котин, а именно беспилотник «Шмель». БПЛА весит 85 грамм, способен «лететь на одной батарейке» 20 минут со скоростью до 25 км/ч, дальность передачи информации – до 2 км. Сейчас создан макет, опытный образец будет готов к июню 2023 года. Также, по его словам,  создан БПЛА типа “крыло” для наблюдательных и разведывательных целей, разработан электродвигатель для БПЛА.

Разговоры о необходимости создания собственной отрасли по производству БПЛА давно стали общим местом, с началом специальной военной операции масштаб отставания стал очевиден даже неспециалистам.   “Россия на момент начала конфликта не имела на вооружении ничего подобного [БПЛА]. Наши войска располагали некоторым количеством БПЛА самолётного типа, такими как «Орлан-10», «Орлан-30», «Форпост», «Тахион» и другими, но служб БПЛА не было ни в ротах, ни в батальонах, они начинаются на уровне бригад и выше, и фактически наша армия пришла на спецоперацию слепой на низовом уровне организации”, – отмечает  автор Topwar Александр Тимохин в публикации «Беспилотники победы».

На состоявшейся в конце прошлого года коллегии министерства обороны Российской Федерации, президент Владимир Путин подчеркнул важность применения беспилотной авиации на фронте. По его словам, вооруженные силы необходимо оснастить беспилотными аппаратами на уровне не только рот, но даже отделений.

Сейчас российские военнослужащие в качестве тактических БПЛА аще всего используют китайские Mavic – беспилотники, которые создавались для фотосессий и блогеров – путешественников.

Мавики – “зло вдвойне”, убежден политолог Алексей Чадаев.  “Попытки корректировать артиллерийский огонь с помощью «мавиков» приводят к тому, что операторы БПЛА подходят слишком близко к передовой. Далее финал печален, поскольку ВСУ ставят своей целью не столько сбить дроны, сколько убить операторов БПЛА». Эксперт подчеркивает необходимость создания именно «собственной развитой индустрии беспилотных систем. Упор при создании такой индустрии следует делать на конкуренцию множества компаний, чтобы у них был стимул постоянно совершенствоваться», – объясняет Чадаев.