Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

Частичная мобилизация: уклонисты и добровольцы

С началом частичной мобилизации, которая была объявлена 21-го сентября, общество раскололось на два клана – добровольцы и активные противники. Первые сами пошли в военкоматы, чтобы не посрамить дедов и прадедов, вторые – в большей мере были “прокачаны” прозападными медийными структурами.

Не успели военкомы взять в руки еще пустые бланки повесток, как на улицах городов уже вышли с одиночными и малыми групповыми пикетами молодые люди. “Миру мир”, “Нет войне”, “Путин – иди сам” – креатив антивоенных лозунгов зашкаливал, хотя и выглядел четким исполнением методички. Большую часть задержанных активистов просто штрафовали и отпускали восвояси, однако не обошлось и без уголовных дел. Таковые заводились в основном на тех, кто кроме самодельного плаката уже имел за плечами “послужной список” – в основном призывы к экстремизму и терроризму в сети Интернет, участие в незаконных сетевых формированиях, лояльное отношение к националистической деятельности и реабилитации фашизма.

Все побежали, и я побежал

Практически все антивоенные акции протеста формировались и продолжают формироваться из молодых людей, которым повестка не придет априори – кто-то студент, кто-то не служил вовсе или не подходит по состоянию здоровья. Но все равно идут и протестуют.

Одиночный пикет у здания Совета депутатов Новосибирска

Другой лицемерный пример “вербовки” активистов прозападными силами – женщины. Слабый пол в России не такой уж и слабый, и если грамотно “завести” протестные настроения, то остановить этот стихийный проект будет исключительно сложно. Но, что интересно – среди всех опрошенных у заборов военкоматов женщин не нашлось ни одной, кто была бы настроена радикально против мобилизации. А на акциях протеста, как выяснилось, не нашлось ни одной женщины или молодой девушки, у кого бы из семьи мобилизовали мужчин. Причем встречались такие, у кого в семье мужчин вообще нет. Аргументировать причину выхода на тропу протеста четко тоже никто не смог: все по методичке – я против, и все тут.

Добровольцы

“Я никогда не служил, не воевал. Закончил мединститут. По профессии хирург. Повестка не приходила – сам пошел в военкомат, потому что знаю какой дефицит квалифицированных врачей во время любого военного конфликта. Но как пришел, так и ушел”, – сказал корреспонденту “Новости Сибири” один 43-летний доброволец из Екатеринбурга Алексей. “Я просто посмотрел на тех, кто призван и понял, что с ними я служить просто не хочу – молодые люди, у многих за плечами только военная кафедра после ВУЗа. Если бы я увидел “пристрелянных” мужиков, прошедших, допустим, Чечню, боевых специалистов – я бы даже не колебался в своем решении”, – уточнил Алексей.

Действительно, многие взрослые мужики реально не хотят идти с новобранцами на войну с наемниками, которые работают на СБУ приехав со всего мира за “быстрым долларом”. По их мнению даже если ты и служил когда-то и умеешь собирать АК-47 на время, но ни разу не был на реальной войне – твое место в тылу согласно профессии, а не на передовой, сколько бы лет тебе ни было.

У здания Военного комиссариата Тверского района г. Москвы

Олег Куриленко из Ростова-на-Дону несколько лет занимается роототехникой. Ему 26 лет, в армии не служил, но свой опыт оценивает как второе высшее техническое образование – он может не только починить БПЛА или коптер, но и перепрошить ему “мозги” под определенные задачи. Первым опытом тактическим опытом на гражданке стал коптер-курьер, который доставлял от магазина до его квартиры на девятом этаже пакет из магазина, работая полностью автономно – достаточно только включить.

“Таким же образом любое устройство можно перепрограммировать для боевых задач – доставка мелкой корреспонденции или взрывчатых средств на территорию врага. Стрелять я не умею, но мой опыт полезен рядом с передовой”, – сказал Олег. В военкомат пошел вооружившись не термобельем и берцами, а техникой – двумя ноутбуками и тремя беспилотниками и коптерами, которые уже готовы выполнять разведывательные и боевые задачи. Сейчас уже находится в штабе в Донецке, иногда выезжает поближе к передовой – управляет летной техникой сам и учит других прямо на месте.

Уклонисты в запасе

Некоторое время назад в сети вирусно распространилось видео, которое сняли несколько женщин на границе России и Казахстана. Многочасовая пробка перед КПП из автомобилей, владельцев которых вряд ли можно назвать малоимущими – средняя стоимость около 1 млн рублей. Авторы видео склоняют мигрантов из России по бате и по матушке, напоминая при этом многочисленные случаи, когда казахи сами уехали в зону СВО служить по контракту, хотя это вообще не их война.

Та же ситуация была и на границе с Грузией. Правда, грузины быстро смекнув, начали раздавать “понаехавшим” дополнительный документ, подписав который россиянин соглашается, что Россия – страна-агрессор, оккупировала территории Абхазии и Южной Осетии и, конечно же, Украину. И подписывают даже не осознавая, что это билет в один конец – если такой человек вернется в Россию его как минимум ждет внушительный штраф. Как максимум – реальный срок.

Очередь перед КПП на Российско-Казахской границе

Можно и не подписывать согласия с мнением грузинской стороны, однако без такой бумаги на территории соседнего государства уже не будет ни пути ни дороги: в банке нельзя будет снять деньги со своего счета (для российских карт банкоматы не работают), нельзя и открыть счет в местном банке. Не удастся разместиться в гостнице или официально снять жилье. Были даже случаи, что в продуктовых магазинах без такой бумаги отказывали в обслуживании.

Владимир Путин к уклонистам отнесся мягко. “Кто-то уехал из-за того, что боится, кто-то хотел уклониться от мобилизации, кто-то по другим соображениям. В каждом конкретном случае нужно давать правовую оценку в отношении конкретного человека только на этом основании”, — заявил президент, призвав так же “воздержаться от эмоциональной оценки” действий эмигрировавших граждан, и подчеркнул, что задачи уничтожить соседнее государство перед Россией не стояло и не стоит.

Кстати говоря, и статисты и официальные военные структуры заявляют, что стихийного уклонения от мобилизации не наблюдается. Порядка 200 тыс человек пересекло границу с Казахстаном, вдвое меньше отправились в Грузию. Причем в пересчете выясняется, что подавляющее количество уехавших не только не получали повестку, но и к мобилизации не подлежат. А вот добровольцев оказалось в разы больше, чем уклонистов.

“Если посмотреть на плановый ежегодный призыв – весной и осенью – то здесь уклонистов порядка 50% бывает по всей стране. А сейчас в военкоматы идут люди зрелые, сознательные. Очень многие не дожидаются повесток”, – сообщил корреспонденту “Новости Сибири” источник в Омском военном комиссариате.

Кредит на сборы

Важная тема для обсуждения в чатах, посвященных частичной мобилизации — амуниция, которую многим приходится покупать за свой счет. Кому-то из мобилизованных остро не хватает медикаментов.

«Привет мамуль. Гемофлекс комбат, жгута 2 самозатягивающихся, один жгут альфа. От поноса, как можно больше анальгина, парацетамола, ТераФлю или что нибудь такое, антибиотик, 5 шприцоф на 5 кубиков, обезболивающие, детский крем, кофеин в таблетках, приходиться не спать сутками. От ожогов что нибудь, теплые вещи, как можно больше носков, обувь можно взять крософки», — цитирует Оксана Орлова своего сына, написавшего ей в Telegram.

Собраться “по уму” обходится минимум в 250 тыс рублей. И это минимальная профессиональная экипировка

Жалобы на неспособность армии обеспечить новобранцев самым необходимым часто перерастают в споры. Одни упрекают солдатских жен и матерей в раздувании проблемы и пытаются убедить, что покупать амуницию за свой счет — это нормально, другие уверяют, что у мобилизованных все хорошо.

Многие регионы этот вопрос решают самостоятельно. Так, губернатор Новосибирской области Андрей Травников распорядился выплачивать по 100 тыс рублей всем мобилизованным сразу. Как и куда потратить эти средства на месте, до выезда в зону СВО, решают сами мобилизованные. Хотя чтобы добротно собраться на войну и этих средств, по сути, недостаточно – один только бронежилет с разгрузкой обойдется минимум в 50 тыс рублей. Но все лучше, чем ничего.

Собрали почти всех

Ориентировочным сроком завершения мероприятий по частичной мобилизации граждан президент России Владимир Путин назвал два месяца. На сегодня из запланированных 300 тысяч призывников – по словам министра обороны Сергея Шойгу, это 1% от общего мобилизационного ресурса – в части направили 222 тысячи человек.

Увеличить количество мобилизованных Минобороны не предлагает. А сама необходимость мобилизации связана с тем, что линия соприкосновения превышает тысячу сто километров, такое расстояние невозможно охранять силами контрактников. То есть формально, почти все мобилизованные будут выполнять роль пограничников, а не наступательной армии.

Так же ожидается, что уже на месте военных будут распределять исходя из их боевого опыта, возраста, рабочей квалификации по военному билету.