Выставка графических работ микроорганизмов для OpenBio стала традицией. Иллюстрации причудливых фантастических сущностей украшают весь холл Биотехнопарка, где проходит Форум, привлекающий целое созвездие экспертов, практиков наукоемкого бизнеса и представителей власти.
Эстетика микромира вносит медитативную ноту в сумасшедший график — посетители невольно задерживаются перед работами, с которых предстают во всей смертельной красоте опасные вирусы, болезнетворные бактерии и микробы. Корреспондент SibRu.com встретился с автором работ Алексеем Кашперским и выяснил, каким образом 3D-иллюстратор вносит свой вклад в науку и помогает врачам и пациентам.
— Как происходит процесс превращения снимков в 3D — модель? Какие программные и аппаратные средства вы используете для производства и рендеринга своих произведений? Какие технические средства необходимы для начинающего дилетанта, мечтающего овладеть такой техникой?
— Я очень рад, что работы нравятся людям и вдохновляют молодых. Наверное, слышать это — и есть цель и смысл каждого творческого человека.
На самом деле я подхожу к вопросу создания картины не с точки зрения аппаратных ресурсов. Это все только средства выполнения творческой задачи, как кисть и полотно у традиционного художника. Совсем другое дело — что несет работа в себе, что она изменит в этом мире, что нового расскажет, какую мысль сможет донести зрителю.
После ответа на эти вопросы начинается долгий и кропотливый процесс изучения материала. — чтение литературы, общения с медицинскими специалистами и иллюстраторами. Далее, когда мне уже более-менее видна полная картина, я приступаю к карандашным зарисовкам и поиску визуальной формы на бумаге.
Иногда интересная композиция рождается очень быстро и сама собой, а иногда приходится достаточно долго искать, используя те или иные изобразительные приемы. В свое время я получил традиционное художественное образование. 6 лет рисунка, живописи, скульптуры. И это очень помогает, особенно на начальных этапах проекта, когда закладывается художественный фундамент изображения.
Уже после того, как эскизы меня устраивают, я перехожу непосредственно к компьютерной графике и моделированию. На самом деле очень многое зависит от цели работы и исходных задач, то есть процесс создания изображения может очень отличаться от проекта к проекту.
Отвечая на ваш вопрос, никаких сверхъестественных ресурсов или суперкомпьютеров я не использую. Да, я работаю на современном мощном оборудовании, с большим упором на GPU системы рендеринга. В моей домашней машине стоят две видеокарты 1080ti и 64GB RAM.
Если проект коммерческий и самый критичный компонент — это время, мне приходится использовать бОльшие вычислительные мощности и облачные сервисы рендеринга, но для начинающего медицинского иллюстратора это совершенно необязательно. Будет достаточно самого доступного компьютера или даже игрового ноутбука средней ценовой категории, чтобы начать.
Главный компонент в рабочем арсенале — это любовь к делу, которым занимаешься.
— На взгляд обывателя, вирусы — не самые симпатичные сущности, присутствующие на земле. Как правило, если говорить о микромире, то интерес художников направлен на растения и насекомые и прочие живые организмы. Где, при каких обстоятельствах Вы заразились любовью к Вирусам?
— Хороший вопрос. Я вырос в постоянном соприкосновении с природой. В красивейшем Украинском селе проводил каждое лето. Дни и недели подряд был предоставлен себе и был занят изучением окружающего мира, природы. Это был мой главный интерес в те годы. Читал книги — справочники растений, грибов и животных. Мама работала школьным преподавателем и на лето приносила мне учебники биологии вплоть до 11 класса, когда я был еще в третьем — пятых классах.
Изучал воду, животных и насекомых под микроскопом. Мне никогда не было скучно. Мне была интересна эта тема и, естественно, позже, когда я уже начал работать как художник, это не могло не отразиться на моих творческих работах, что и заметили в Америке. Вирусы, как ни крути, все же часть природы, окружающей нас. В силу своих размеров эти сущности мало изучены, что только придает мне еще больший драйв работать в этом направлении. Так что сказалась не любовь к вирусам и не заражение, а скорее, довольно естественный процесс с предсказуемым результатом. Или, может быть, извечная тяга человека — заглянуть за закрытую дверь.
— 3D модель вируса иммунодефицита человека, выполненная в 2012 году, помогла победить в международном конкурсе. Сейчас Вы входите американскую Ассоциацию медицинских иллюстраторов. В чем — заключается практическая польза от выполненных иллюстраторами 3D — моделей вирусов и других сущностей? Или эти визуализации — не более, чем яркие иллюстрации?
— Этот конкурс был невероятно интересным событием и некой вехой в моем художественном творчестве, после которого жизнь разделилась на две половины: ДО и ПОСЛЕ. Победа была достаточно неожиданной, хотя, конечно, я выложился полностью и рассчитывал на определенный результат.
Дело в том, что до создания работы на этот конкурс, я никогда в жизни не работал в области медицинской иллюстрации. Никогда не работал с изображением супер-миниатюрных живых организмов, при этом в конкурсе участвовали медицинские иллюстраторы со всего мира, с огромным стажем, специализированным образованием и университетской подготовкой. Ничего из этого у меня не было, кроме моего образования как художника, владения 3D — программами и любовью к биологии.
Окончив работу, я был творчески удовлетворен. Мой подход к созданию конкурсной работы был совершенно иной, нежели у других участников. В моей голове не было никаких клише и вбитых годами обучения штампов. В итоге мне удалось показать микроорганизм и проблематику СПИДа таким образом, каким до меня это не делал никто и никогда.
На тот момент в индустрии уже были выработаны общепринятые изобразительные правила. Именно поэтому я сказал, что произойдет одно из двух — либо моя работа победит в конкурсе, либо останется совершенно незамеченной, поскольку идет вразрез с устоявшимися нормами.
В итоге все свершилось так, как свершилось. На данный момент моя работа напечатана в десятках международных изданий, как творческих, так и узкоспециализированных медицинских; является обложкой книги европейской писательницы, она украшала страницы интервью с Нобелевским Лауреатом.
Творческий человек должен не бояться рисковать, при этом надо постоянно искать “слова”, выразительные средства, чтобы выразить привычные вещи по-новому.
Однажды на одной из выставок ко мне подошла студентка американского университета, будущий медицинский иллюстратор и сказала: “хочу быть как вы.” Я ответил, что благодарен и мне приятно, но быть похожим на кого-то – это ошибка. Именно отличаясь от других, через поиск своего собственного пути, творческий человек находит себя.
— В чем заключается практическая польза от медицинской иллюстрации?
— Давайте сначала подумаем что же это такое — медицинская иллюстрация. На этот вопрос я некоторое время пытался найти ответ самостоятельно и нашел его для себя, проработав некоторое время в этой области. Прежде всего, это изображение определенных органов/болезней/травм, часто нелицеприятных, в гораздо более удовлетворительной, я бы даже сказал — щадящей и художественной манере. Это изображение для врачей, но чаще для самих же пациентов — обычных людей, которые не соприкасаются с подобными темами в повседневной жизни. Согласитесь, ОЧЕНЬ сложно представить, что творится в голове у человека, готовящегося к серьезной операции, или у человека, больного спидом или другим страшным заболеванием. Какие чувства он испытает от изображений/фото других больных в последней стадии? Почувствует себя лучше или напротив, испугается?
Как успокоить больного перед операцией: показать видеозапись реальной операции или все же адаптированное определенным образом видео – так, чтобы вселить в него оптимизм, столько необходимый в подобном положении?
Наверное, в этом и заключается роль медицинской иллюстрации. Адаптация материала таким образом, чтобы люди поняли, что и как работает в нашем организме. Иногда это приходится делать в форме некой сказки, преувеличивая, преуменьшая, украшая.
Возможно, в профильных университетах эту тему трактуют по-другому. Но для меня важен гуманитарный аспект.
— Вы окончили Полтавский технический университет. Как Вы оцениваете уровень вузовской подготовки в сегменте 3D — визуализации? Столь серьезную подготовку обеспечила Вам альма- матер или Вы все-таки самоучка?
— Что касается 3D графики — я полный самоучка, в университете преподавание 3D графики было на зачаточном уровне. Зато мне дали отличную базу традиционного изобразительного искусства, и сейчас это очень помогает мне в работе. Традиционная скульптура — это та же 3D скульптура. Композиция, она и на экране композиция, также с цветоведением, рисунком. Компьютер сам не рисует, это не более, чем изобразительное средство в руках художника.
А суметь соединить традиционное искусство и компьютерную графику — это десятки тысяч часов работы над собой, изучения и волшебное слово Хочу. А раз хочу, значит — Надо.
— Расскажите о том, как развивались проекты arttalk.ru и ARQUTE.COM. Чем была вызвана продажа ARQUTE.COM?
— ARTTalk — это восемь лет ежедневной работы и мыслей об этом проекте. Десятки бессонных ночей, пропусков лекций, записей на полях университетских конспектов, в правках, обсуждениях, подготовках конкурсов. Финансовые вложения без мыслей заработать на этом, но для пользы общего дела – продвижения русскоязычного CG.
Тогда мне было достаточно знать, что я делаю очень полезное для людей дело. Для сотен тысяч русскоязычных людей — посещаемость проектов была достаточно высокая для того времени, около 10000 человек ежедневно.
Оглядываясь назад, я вижу, это время, эти годы не прошли даром. ARTTalk.ru – это действительно было здорово!
Не счесть, со сколькими замечательными людьми свела меня судьба на этом ресурсе, принеся радость познания нового через общение и ощущение творческого братства. Неоценима также и польза в формировании и становлении меня как художника. Ведь по сути, я получал два образования. Одно в университете, а второе здесь, плечом к плечу с такими же студентами достаточно молодой и самобытной профессии CG художника.
ARTTalk.ru стала одной из самых сильных арт-галерей рунета. Всего участники загрузили десятки тысяч работ, из них 17 тысяч прошли модерацию и были опубликованы. Это очень достойные образцы.
Без сомнений, форум ARTTalk.ru был самым уважаемым среди художников, прежде всего за дружескую теплую и домашнюю атмосферу, всегда существовавшую в связке с высоким профессионализмом участников.
Уже через 2 года после основания за сайтом прочно закрепилась слава места, где живут “крутаны”. Соответствующих отзывов о сайте в интернете не счесть.
У нас проводились крупнейшие международные конкурсы, наш сайт представлял на них официальную команду русскоговорящих CG художников.
Проект ARQUTE.COM родился одновременно с нашим одноименным артбуком. Планировался он не как форум, а больше как глобальная социальная сеть для художников. В него были вложены большие для того момента финансовые средства, но все равно этого не хватило, чтобы вывести программную и серверную часть на желаемый уровень. Спонсоров не было, все строилось на деньги, что я зарабатывал как фрилансер. По секрету, на этот проект ушли даже те средства, которые были подарены нам с женой на свадьбу, для свадебного путешествия.
И вдруг внезапно мне поступило предложение по переезду в Америку, и я физически перестал успевать держать руку на пульсе проекта. К тому же осенью возник конфликт между государствами, о котором я не хочу здесь говорить… И что-то во мне кончилось. Болезненно и необратимо.
Я принял нелегкое решение продать сайт и торговую марку ARQUTE хорошему другу и партнеру из России, с которым мы издали первое в своем роде русскоязычное печатное издание — сборник CG художественных работ артбук ARQUTE тиражом 10 тысяч экземпляров. И это наше детище. Очень приятно, что до сих пор люди помнят, встречают, благодарят. Даже просят подписать книгу.
В конце концов, ARTTalk.ru – это вечерний костер, вокруг которого усаживалась, обернувшись в плед, с чашкой горячего кофе, близкие по духу творческие индивидуальности.
Чего стоят встречи форумчан вживую!.. а встречи Нового Года несколькими десятками друзей-художников с разных концов света, в чате сайта, под общий звон бокалов! Такое отношение говорит о многом и у меня остались об этом самые незабываемые и теплые впечатления.
По моему, возможно предвзятому, убеждению, явление под названием “ARTTalk” было уникальным. Среди сайтов для художников даже близких ему аналогов нет и уже никогда не будет.
— Вы причастны к созданию блокбастеров, в частности, «Аватар» и «Прометей». Выполненная с Вашим участием полиграфическая продукция была отмечена критиками. В каком направлении Вы планируете развиваться в дальнейшем?
— По роду деятельности я был знаком со многими ребятами, работавшими в киноиндустрии, одно время даже очень плотно вращался в этих кругах. Была возможность общаться, задавать вопросы, поделиться услышанным с посетителями нашего сайта в форме интервью.
Конечно, мне делались предложения “от которых невозможно отказаться” — от китов индустрии как фильмо-, игро-, так и в IT-сферах. Но у меня есть один минус: я точно знаю, что если я начну заниматься делом, в котором не вижу смысла или которое мне не интересно, в результате ничего хорошего не получится. К тому же я слишком много знаю об этой индустрии, чтобы соблазниться на такие предложения.
Быть винтиком в огромной производственной машине или рисовать одна тысяча сто пятьдесят первый голливудский блокбастер, о котором к вечеру никто не вспомнит? Зачем мне это? Жизнь одна.
Проработав четыре года в Америке, мне удалось организовать собственную медицинскую анимационную студию с партнером Майком Мораном, где я и работаю сейчас, реализовывая себя и как художник и как творческий руководитель студии. Нам уже почти два года и за это время мы сделали работы, которыми можно гордиться, а главное — я знаю, что моя работа полезна и помогает людям.
СПРАВКА:
Алексей Кашперский — художник, создатель 3D-моделей. Родился в 1986 году, окончил университет в г. Полтаве как магистр изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 2012 году работать в области научной визуализации. В том же году он выиграл международный конкурс с изображением вируса иммунодефицита человека , а в 2013 году стал членом Ассоциации медицинских иллюстраторов (США). Является лауреатом многочисленных крупных наград в области 3D-графики, в том числе двух CGSociety 3D Awards. Он был опубликован в более чем 20 международных печатных журналах и книгах, таких как: Exotique, Digital Art Masters, Secrets of Zbrush и т.д. Создатель ресурса ARTTalk.ru , который в течение 7 лет был ведущим веб-сайтом для русскоязычных художников с более чем 9000 ежедневных посетителей. В 2010 году запустил бета-версию нового веб-сайта ARQUTE.COM — международной галереи, в отличие от ARTTalk.ru, ориентированной только на русскоязычное сообщество.
Площадка открытых коммуникаций OpenBio-2018 объединяет бизнес-форум, научную конференцию, экспозицию биотехнологических и биофармацевтических предприятий. Проводится с 2014 года, имеет статус мероприятия года науки ЕС-Россия и Всероссийского фестиваля науки.
Организатор: Инновационный центр Кольцово при поддержке Правительства Новосибирской области и Администрации наукограда Кольцово. Соорганизаторы: ГНЦ ВБ «Вектор», Ассоциация «Биофарм», Новосибирский Государственный Университет. Генеральный партнер OpenBio-2018: ЗАО «Вектор-Бест». Организационные партнеры: Центр кластерного развития Новосибирской области, Бизнес-инкубатор в Кольцово, Биотехнопарк Кольцово. Спонсоры научной конференции: Tofflon, BIOCAD. Официальные спонсоры: Helicon, БиоХимМак.