Родственников павшего новосибирца Ивана Мосивского разыскивают поисковики
Завтра, пятого мая 2025 года, на воинском мемориале «Ивановское поле» в Калужской области с воинскими почестями перезахоронят уроженца Новосибирской области Ивана Михайловича Мосивского, павшего в боях за Родину в Износковском районе Калужской области в 1942 году, сообщили корреспонденту “Новостей Сибири” Sibru.com в администрации Северного района Новосибирской области.
Останки 1250 солдат и командиров Красной Армии, в том числе и Ивана Михайловича Мосивского, были обнаружены в ходе работ поискового объединения «ВПК Прорыв» в 2024 году в Износковском районе Калужской области.
Поисковикам удалось установить имена ВСЕХ павших. Из них 63 бойца родом из Новосибирской области. Один из них – красноармеец из Северного района Мосивский Иван Михайлович, 1910 года рождения, уроженец Северного района Новосибирской области.
Согласно данным, полученным из военкомата, Иван Мосивский был призван был Северным РВК, в/ч 1321 СП, 415 сд. Погиб 20 февраля 1942 года в ходе выполнения Захаровской операции – при попытке прорыва окружения 33-й армии генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта П.А. Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.
Поисковики разыскивают родственников павшего бойца. Если вы что-то знаете о семье Мосивских, потерявших своего родственника Ивана во время Великой Отечественной войны, просьба связаться по почте arxivsev@mail.ru или телефону: 8 (383) 60 22 539. За подробной информацией обращаться к члену РАЕН Туманову Александру Анатольевичу: аtumаnоv2008@уаndех.ru, тел. +7 (903) 960-7895.
Руководители поискового объединения «ВПК Прорыв» являются членами Общероссийской общественной организации «Российская академия естественных наук» (РАЕН).
В числе 1250 павших в Износковском районе Калужской области воинов – есть выходцы со всех уголков России и Советского союза: 25 воинов оказались уроженцами Самарской области, 86 – воинов-нижегородцев, 10 воинов – уроженцы Приморского края, девять из Свердловской области, семеро уроженцев Хабаровского края и Амурской области, двое луганчан. Это далеко не весь список.

33-я армия генерал-лейтенанта Михаила Ефремова, в составе которой воевал Иван Мосивский, участвовала в Вяземской операции и в Можайско-Малоярославецкой операции. В декабре 1941 – апреле 1942 года армия участвовала в контрнаступлении под Москвой и общем наступлении на западном направлении, в ходе которых одержала значимую победу по освобождению Наро-Фоминска и Боровска, также был освобожден старинный русский город Верея.
В итоге Ржевско-Вяземская операции немецкие части, отступая от Ржева, отступали не единым фронтом, а допустили разрывы, объясняет исследователь истории 33 армии писатель Сергей Михеенков. Он указывает, что один из разрывов достигал около 40 километров в районе населенных пунктов Медынь и Износки. В этот промежуток была направлена 33-я армия.
В районе железнодорожной станции Износки, в районе которой в боях погиб наш земляк Иван Мосивский, в последних числах января 1942 года располагался штаб 33 армии. Командующий Михаил Ефремов учел серьезность ситуации: немцы, при поддержке танков и авиации, пытались перерезать дорогу Шанский Завод — Износки, выйти к Варшавскому шоссе и в тыл западной группы 33-й армии.
Но 30 января 1942 года Ефремов получил телеграмму от Георгия Жукова: «Ваша задача под Вязьмой, а не в районе Износки, Оставьте Кондратьева в Износках. Самому выехать сейчас же вперёд».
Захаровская операция по взятию хорошо укрепленного Захаровского рубежа началась 2 февраля 1942 года. В составе немецких войск на Захаровской рубеже был в том числе полк СС, а так же большое количество артиллерии и минометов. Деревня несколько раз переходила из рук в руки, здесь проходили длительные кровопролитные бои. Только 17 февраля деревня была взята силами 43 армии.
Судьба 33-ей армии и ее командующего Михаила Ефремова трагична. Оказавшись в окружении, действуя в тылу врага, армия вместе партизанскими отрядами, 1-м гвардейским кавалерийским и 4-м воздушно-десантным корпусами удерживали обширный район, сковывая значительные силы немецких войск.
В ходе тяжёлых боёв командарм Михаил Ефремов был ране и застрелился, чтобы избежать пленения. Немцы похоронили Ефремова в индивидуальной могиле, установили дощечку с указанием имени и воинского звания.
Историки спорят, чьей персональной ответственностью является трагедия 33-ей армии – главнокомандующего Георгия Жукова, фатальное стечение обстоятельств и т.д. По версии исследователей В. М. Мельникова и С. Д. Митягина, в армии Ефремова были предатели. По мнению писателя Сергея Михеенкова, в самом штабе армии был человек или группа, которые работали на немцев.
Михеенков ссылается на воспоминания главного хирурга армии профессора Исаака Жорова, по словам которого предателем был начальник связи полковник Николай Ушаков, возглавлявший группу так называемых партизан. «По словам Жорова, эти «партизаны» вели группу Ефремова туда, где немцам легче было их уничтожить. Если бы в группе Ефремова не было предателя – отдельные группы проходили через оборону противника – с потерями, но пробивались».
Армия, как и её командующий, сражалась до полного исчерпания своих возможностей, нанесла противнику серьезный урон и геройски погибла.
Использованы материалы http://33-army.ru/, сайт Памяти бойцов и командиров западной группы 33 армии генерал-лейтенанта М.Г.ЕФРЕМОВА