Новости Сибири / SibRu.com
Информационное агентство и интернет-журнал. Новости СФО, России и мира

На выборах в норвежский стортинг партии пугают избирателей “российской угрозой”

Выборы в норвежский парламент, намеченные на сентябрь этого года, вряд ли способны изменить курс норвежских властей и возобновить диалог с Россией – диалог, прервавшийся по инициативе норвежской стороны.

Основные партии, баллотирующиеся в парламент, ориентированы прежде всего на участие в НАТО. Предвыборные программы выдержаны в русле жесткой конфронтации с Россией, разрушение архитектуры двусторонних отношений, и в итоге – на разрушение экономических, культурных, человеческих контактов между нашими странами.

Призрачная угроза

Официальный курс норвежских властей полностью совпадает с позицией чиновников из ЕС: конфронтация с Россией, членство Украины в НАТО. Итогом такой позиции норвежских властей стало фактически полное прекращение политического диалога между нашими странами, разрыв отраслевой кооперации, падение до исторического минимума объема торговли, разрыв экономических, культурных, иных связей с субъектами Российской Федерации.

Владимир Путин не раз подробно разъяснял позицию России. Разговоры о нападении России на Европу – бред, это обоснование новой гонки вооружений. «Антироссийская пропагандистская кампания, в которой участвуют весьма высокопоставленные европейские деятели, сопровождаются домыслами о том, что Россия якобы собирается напасть на Европу. Все мы понимаем, что это абсолютный бред, только обоснование гонки вооружений», – разъяснил Путин во время встречи с руководством МИДа (июнь 2024 года).

Тем не менее норвежские политики стремятся заработать очки на фантомной угрозе. Показательны слова министра обороны Норвегии Бьёрна Арильда Грама о том, что «угроза со стороны России сохраняется», и Норвегия «должна быть готова к длительному периоду нестабильности».

Фантомы и угрозы

В начале сентября этого года в Норвегии состоятся очередные парламентские выборы, по итогам которых будет сформирован новый кабинет министров. Норвежский политический истеблишмент тщательно фильтрует свои ряды: основные партии, которые готовы бороться за место в парламенте, в том числе «Хёйре» (норв. Høyre), «Партия Прогресса» (норв. Fremskrittspartiet, FrP), «Рабочая партия» (норв. Arbeiderpartiet, Ap) не настроены на развитие диалога с Россией.

Так, партия Хёйре (Høyre) еще в начале этого года отличилась предложением создать вдоль сухопутной части норвежско-российской границы забор протяжённостью около 196 километров – “для уменьшения потока нелегальных мигрантов”. Как поясняла лидер Хёйре (Høyre) Эрна Сульберг на съезде партии в феврале этого года, “мы должны обеспечить лучший контроль над границей, как в цифровом формате, так и с помощью физических барьеров, таких, как забор».

Но ведь никакого потока нелегальных мигрантов с российской стороны в Норвергию – нет. Более того, бОльшая часть норвежско-российской границы проходит по руслам рек, а в реке забор не поставишь. Та часть границы, которая проходит по суше – лесная просека, но возможность её пешего перехода была ограничена ещё в 2022 году.

Предложение Хёйре (Høyre) – не более, чем предвыборный ход, поскольку норвежский избиратель, лишенный доступа к объективной информации, до сих пор положительно откликался на тему “защиты национальной безопасности от России”. Норвежская «Партия Прогресса» (Fremskrittspartiet, FrP) идет еще дальше и настаивает на появлении постоянных военных баз союзников в Норвегии.

В чем безопасность, Брат?

Таким образом, риторика практически всех претендентов на место в норвежском парламенте строится главным образом вокруг приверженности НАТО как основы норвежской безопасности. Неудивительно, что решения о поддержке НАТО, выделении значительных сумм на помощь Украине не встречают сколько -нибудь значимого противодействия.

Так, в начале августа правительство Норвегии объявило о решении «на первом этапе» выделить почти $150 млн на вооружения для Украины – по линии инициированного США и координируемого НАТО механизма закупки американских вооружений для Украины Prioritized Ukraine Requirement List (PURL). Всего запланировано в текущем году потратить на помощь Украине более $ 8 млрд, из которых $7 млрд — именно на военную помощь.

На планы военной помощи киевскому режиму со стороны Норвегии отреагировал российский МИД. «Россия, в отличие от Осло, никогда не ставила цель ослабить Норвегию и нанести ей стратегическое поражение в военном, экономическом и политическом плане, – напомнил чрезвычайный и полномочный посол РФ в Норвегии Николай Корчунов. – Напротив, считаем крайне важным обеспечение благоприятных условий для предсказуемого и стабильного развития отношений с соседними странами на основе прагматизма, взаимного уважения и учета интересов. К сожалению, на сегодня политика, проводимая норвежскими властями, представляет вызовы и угрозы национальной безопасности».

Политика vs экономика

К голосам тех, для которых разрыв экономических связей с Россией стал серьезным ударом, норвежский политический истеблишмент не прислушивается.

Более полувека Россия и Норвегия выстраивали сотрудничество в сфере рыболовства, что позволило вести рациональный и устойчивый промысел в высоких широтах. Но в июле 2025 года норвежское правительство объявило о введении санкций в отношении российских рыболовных компаний «Норебо» и «Мурман Сифуд». Теперь суда «Норебо» и «Мурман Сифуд» не получат лицензии на промысел в норвежских водах, им закрыт доступ в норвежские порты и территориальные воды. Мотивировка удивительна – якобы эти компании участвуют в разведывательной деятельности, спонсируемой российским государством, направленной на критически важную инфраструктуру в морских районах Норвегии, союзников по НАТО.

В российском МИДе решение назвали «абсурдным». По словам дипломатического ведомства, ввод антироссийских санкций грозит подорвать успешное многолетнее сотрудничество в пользу устойчивого управления морскими биоресурсами. МИД также указал, что никаких доказательств «разведывательной деятельности» не приводится, это классические русофобские сценарии.

Подсчитали – прослезились

Ни одна из норвежских партий, претендующих на место в парламенте по итогам сентябрьских выборов, не говорит о том ущербе, который экономика Норвегии, особенно области Финнмарк, граничащей с Россией, понесла от антироссийских санкций.

Показателен пример небольшого городка Киркенеса (область Финнмарк) , который находится рядом с норвежско – российской границей. Киркенес долгое время существовал благодаря – если не сказать “за счет” – своего могучего соседа, Советского союза. География обусловила экономические, культурные и человеческие связи.

Проблема моногородов существует и в капиталистическом строе (кто бы мог подумать), и во времена Советского союза норвежские власти попросили своего могучего соседа направлять свои суда на ремонт на норвежские верфи. Так в 80-х годах прошлого века специально для ремонта советских кораблей в Киркенесе построили верфь Кимек (Kimek), предприятие фактически стало градообразующим. Верфь была ориентирована именно на советские, а в дальнейшем – на российские суда, поскольку для заказчиков из других стран пользоваться услугами норвежской верфи из-за отдаленности дорого и неудобно.

Глас в пустыне

Но в 2023 году из-за антироссийских санкций порт Киркенес оказался на грани банкротства, а верфь Kimek закрылась. Итог печален – свернулось трансграничное сотрудничество с Россией, закрылось большое количество предприятий мелкого бизнеса, ориентированных на гостей-россиян. Киркенес утратил потенциал к развитию, молодежь уезжает на юг страны.

«Спасти» Киркенес пытаются китайские компании, которые заинтересованы в создании инфраструктуры для своих судов. Но норвежские чиновники предпочитают действовать в ущерб экономическим интересам своей страны.

Еще в 2019 году глава губернского совета Финнмарка Рагнхильд Вассвик открыто высказывала взгляды, которые сегодня именуются не иначе, как “пророссийскими” , ее статья “Не пора ли отменить санкции против России?» вышла в издании iFinnmark. Но голос территорий, пострадавших от курса правительства, до сих пор остается не услышанным в норвежских коридорах власти.

Военный трамплин

Норвегия проводит курс на милитаризацию Арктики и воспрепятствование российской хозяйственной деятельности в северных широтах . Арктика рассматривается ключевыми политическими силами в Норвегии как регион, требующий не защиты экологии, а наоборот – как плацдарм для усиленной милитаризации.
Военнослужащие НАТО чувствуют себя в Норвегии как дома. В 2023 году на севере Норвегии уже открылась база Viking, предварительный срок работы базы – 10 лет. Сейчас на базе разместилась тысяча британских коммандос, а также нидерландские морпехи.

В норвежском Будё создают базу НАТО для нанесения стратегического поражения России. База станет новым центром управления воздушными операциями НАТО в Арктике и будет использоваться под самые различные задачи, начиная от БПЛА и заканчивая разведкой. Также возможными районами размещения центра могут стать Рюгге и Эрланд. Объем финансирования проекта – около $ 42 млн (438 миллионов крон).

Базовый подход

Еще один центр десантных операций НАТО появится на севере Норвегии в городе Сёррейса (Тромс). Центр будет отрабатывать высадку десанта с моря в арктических условиях, в центре разместятся американские, британские и нидерландские военные. Учебный центр заработает уже в 2026 году, в нем смогут разместиться до пятисот военнослужащих.

Норвегия – постоянный участник учений НАТО. Так, в марте этого года Норвегия приняла участие в учениях Joint Viking. Оборонное ведомство Норвегии ведет переговоры по участию в Европейской оборонно-промышленной программе (European Defence Industrial Program).

Норвегия уже участвует в нескольких программах ЕС, связанных с обороной, включая Европейский оборонный фонд, программу ASAP по увеличению производственных мощностей и программу EDIRPA. Норвегия принимает участие в проекте Евросоюза PESCO по развитию военной мобильности в Арктике, вместе с другими скандинавскими странами в 2024 году договорились о создании военно-транспортного коридора для переброски войск НАТО к границам России.

От фейка к фейку

Тотальный антироссийский курс – стал определяющим для норвежских властей. Показательна публикация в норвежской газете «Неттависен» от 31 июля этого года, где рассказывается о якобы имевших место действиях России в отношении украинских детей. «Неттависен» перепечатала с украинских ресурсов фейк о том, что Россия якобы насильственно переместила из зоны СВО около двадцати тысяч детей, из которых только 1,5 тыс. вернулись на Украину.

Журналисты норвежского издания перепечатали украинский фейк и дополнили публикацию словами норвежского эксперта-международника С.Хеллествейт, который – на основании украинского фейка – обвинил Россию в военных преступлениях.

Российский МИД выступил с опровержением публикации, указав, что всего с начала СВО при содействии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка М. Львовой-Беловой воссоединились со своими семьями в России25 детей, а еще112 детей — с родственниками на Украине и в третьих странах. Таким образом цифра в 20 тысяч перемещенных детей – является ложью.

При этом в ходе оккупации ВСУ Курской области, которую поддержала и Норвегия, поставив Киеву использовавшиеся для вторжения в этот российский регион вооружения, ВСУ незаконно вывезли на Украину десятки гражданских лиц. Сейчас вся территория Курской области освобождена, но Украина до сих пор удерживает около 30 мирных жителей.

Опровержение публикации опубликовано на официальном ресурса российского МИДа, но среднестатический норвежский гражданин, потребляющий новости из наиболее доступных СМИ, вряд ли узнал о истинных фактах.

Норвежское правительство взяло курс на жесткое противостояние с Россией и нанесение нашей стране «стратегического поражения». Итог курса норвежских властей неутешителен – уровень двустороннего взаимодействия с Норвегией находится на нижней точке, Норвегия является для нас «недружественной страной». Сейчас главную угрозу для европейских стран, и в том числе для Норвегии, представляет не Россия, а США, зависимость от которых усиливается с каждым днем. «Если Европа хочет сохраниться как один из центров мира, ей нужно быть в хороших отношениях с РФ, Москва к этому готова», – отмечал Владимир Путин.