Британская финансовая группа HSBC договорилась о продаже 100% российского бизнеса в HSBC Bank (RR) – LLC АО «Экспобанку» Игоря Кима, сообщило Reuters со ссылкой на представителя HSBC. Хотя стороны договорились, сделка остается под вопросом – необходимо одобрение ЦБ РФ и минфина.
HSBC , «Эйч-эс-би-си банк» находится на 67-м месте в РФ по размеру активов по состоянию на начало февраля (90,4 млрд руб.), следует из рейтинга «Эксперт РА». 100% “Эйч-эс-би-си банка” принадлежат нидерландской HSBC Europe B.V.
Поскольку Великобритания находится в списке недружественных стран, то сделку должен одобрить ЦБ РФ и минфин. Но Центробанк заявил, что «не получал ходатайства на покупку дочернего банка финансовой группы HSBC в России, поэтому регулятор не изучает возможность такой сделки».
Позицию минфина по таким сделкам в середине июля озвучил замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, решено не выдавать разрешения иностранным банкам продавать свои активы в России, пока не улучшится ситуация с филиалами российских банков за границей.
“Если будут поступать (обращения), будем отклонять», — сказал Моисеев (цитата по «Интерфаксу»). Позицию он объяснил сложностями, с которыми сталкиваются российские банки, работая за рубежом: «в некоторых случаях даже наблюдается такое, что они (иностранные регуляторы) устраняют право акционера управлять — реально правовой беспредел». Финансист назвал такое положение «несправедливым – так как пока что иностранные банки спокойно выходили из своих российских активов, в то время как «наши не могут вообще ничего сделать».
Тем не менее банки ищут возможности для сделок. Так, банк Unicredit ищет возможность продать активы банка в России через структуру, которая позволит выкупить дочернюю компанию обратно в случае изменения геополитической ситуации, сообщал Bloomberg.
Для HSBC бизнес в России не является ключевым, активы российского «Эйч-эс-би-си банка» оцениваются в $900 млн. Почти половина выручки по итогам прошлого финансового года приходилось на Китай и Гонконг.
Кстати, именно гонконгский филиал международного кредитора HSBC (HSBA.L) в качестве банка-корреспондента участвовал в недавней покупке российского угля СУЭК индийским производителем цемента Ultratech за юани. Банк-корреспондент выступает в качестве посредника при переводе денег из одного банка в другой. Сделка была крупной – Ultratech (ULTC.NS) купил у Сибирской угольной энергетической компании угля на 172,7 млн юаней ($25,74 млн).
Ранее HSBC был отмечен в проведении платежей для Huawei Skycom – в обход санкций против Ирана. Впрочем, власти США утверждали, что руководитель Huawei Мэн Ванчжоу «ввела в заблуждение» своих партнеров из HSBC, чтобы избежать санкций, но ее адвокаты утверждали обратное.
Положение банка HSBC из-за российского бизнеса становится все более сложным. Так, на прошлой неделе советник президента Украины по вопросам экономики Олег Устенко сообщил о письме, которое направил в HSBC (а также в другие крупные банки – JPMorgan Chase, Citigroup, Credit Agricole).
В письме Устенко просил банки прекратить сотрудничество с «компаниями, которые связаны с российской нефтью, а также продать доли в российских нефтегазовых компаниях». Украинский чиновник считает, что банки «совершают военные преступления, потому что они помогают режиму Путина этим особенным образом и поддерживают режим» (цитата по FT). HSBC владеет акциями «Газпрома» и «Роснефти», предоставляет кредиты ЛУКОЙЛу и Vitol, которая торгует российской нефтью.
Если регуляторы все-таки согласуют сделку, то HSBC станет второй крупной банковской группой, которая покинула страну. Первой стала Societe Generale, которая продала свои российские активы «Интерросу» Владимира Потанина. Помимо Росбанка, сменили владельца входящие в группу «Русфинанс банк», банк «Дельтакредит» и «Росбанк страхование».
О планах ухода с российского рынка ранее объявляли JP Morgan Chase, Goldman Sachs, Deutsche Bank. Но за четыре месяца лишь две сделки дошли до финала — продажа контроля российским резидентам в Росбанке и ХКФ-банке.
Экспобанк занимает 42-е место (173,5 млрд руб.).
Акционер банка Игорь Ким – что называется, собаку съел на сделках M&A. Правда, последние годы «Экспобанк» сделок не совершал. “Нам интересны сделки, которые позволят получить синергию к действующему бизнесу, расширить клиентскую платформу, усилить определенные компетенции”, – объяснял Игорь Ким в ноябре прошлого года в интервью Ольге Шерунковой из «Ъ» .
Тогда Ким признался, что его интересует азиатский рынок – в частности, он намерен запустить розничное онлайн-микрофинансирование на Филлипинах. “Уже получили разрешение от нашего регулятора на открытие там «внучки», – пояснял Ким. Свой интерес к этой стране он объяснил размером рынка – «более 100 млн человек», плюс благоприятная рыночная конъюнктура – “есть куда развиваться”. Также Ким обратил внимание на Узбекистан. В конце сентября «Экспобанк» подписал меморандум о приватизации госбанка «Пойтахт банк».
Европейский бизнес – в Латвии, Чехии, Сербии – Кима не удовлетворил: «там рынки маленькие, технологии пробовать тяжело, эффекта масштаба нет». Финансист уточнил, что готов продать банки в этих странах. «Когда появляется правильный покупатель с репутацией, с понятной стратегией и с правильной ценой, то мы, конечно, готовы к этому».
Ким всегда ставит амбициозные финансовые цели – так, к 2023 году «Экспобанк» должен удвоить показатели чистой прибыли. На вопрос корреспондента «Ъ», каким образом это возможно, Ким ответил уклончиво: «план с амбицией, не скрою, но на то это и план, будущее неизвестно. Важно теперь квалифицированно его реализовать, это непросто, сразу могу сказать, но достижимо».
По данным Sbis, Игорь Ким владеет 85,5% акций Экспобанка, также является соучредителем АО «Д2 Страхование» , «Астон»и других компаний. Дважды входил в сотню самых богатых людей по данным журнала Forbes Russia — в 2009 ($0,4 млрд ) и 2011 годах ($0,5 млрд).