Авиаремонтники Новосибирска и Севастополя проиграли друг другу в суде
Интеграция крымских предприятий в российскую систему не всегда проходит гладко: совместная работа Новосибирского авиаремонтного завода (НАРЗ) и Севастопольского авиационного предприятия (САП) обернулась разбирательством в арбитраже. НАРЗ потребовал с САП почти 12 млн руб за сорванные сроки ремонта; а севастопольцы решили, что НАРЗ хочет банкротства их завода, метит на будущую площадку у Черного моря и также подали иск.
30 сентября судья Седьмого апелляционного суда в Томске Денис Ярцев подтвердил вердикт Новосибирского арбитража, отказавшего «Новосибирскому авиаремонтному заводу» (НАРЗ) и ФГУП «Севастопольское авиационное предприятие» (САП) в претензиях друг к другу.
«Севастопольское авиационное предприятие» – основано на месте мастерских Игоря Сикорского на берегу бухты Омега. С июля 2014 года национализировано как ФГУП, перспектива – акционирование и вхождение в состав холдинга «Вертолёты России» (госкорпорация Ростех). Штат – около 300 человек.
«Новосибирский авиаремонтный завод» начинался как эвакуированные из Москвы в Новосибирск во время Великой Отечественной войны авиамастерские. Первый отремонтированный авиадвигатель выпущен 1 декабря 1941 года. За годы войны завод восстановил 232 боевых самолёта и 658 авиадвигателей, в том числе и трофейные, которые не имели сопроводительной конструкторской документации. С 1965 года специализируется на ремонте и техническом обслуживании вертолётной техники, в советские годы – ведущее предприятие по ремонту вертолетов разработки ОКБ им. М.Л. Миля. В декабре 2012 года НАРЗ вошёл в холдинг «Вертолёты России».
В начале августа 2017 года Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации поручила НАРЗу ремонт пяти вертолетов Ми-8МТ (МТВ), о чем был заключен соответствующий контракт, сумма – 319 751 260 рублей. В октябре того же года НАРЗ поручил ремонтировать все вертолеты САП, заключив соответствующий контракт. Обстоятельства, по которым НАРЗ передал свой контракт севастопольскому заводу, в материалах суда не раскрываются.
Для НАРЗа ремонт пяти вертолетов МИ – крупный контракт. В 2017 году, когда был получен заказ от Росгвардии, выручка завода снижалась и по итогам года составила 4,6 млрд руб (минус к предыдущему году на 11%), в 2018 году заработки завода упали катастрофически – ровно наполовину, до 2,3 млрд руб. В 2019 году, правда, положение несколько исправилось – выручка выросла до 3,2 млрд руб. Но до показателей 2016 года (5,1 млрд руб) все равно далеко.
Тем не менее головной холдинг поддерживал НАРЗ – примерно в эти же годы были выделены 160 млн руб на реконструкцию цеха. В помещении площадью 8 тыс кв.м. увеличили высоту потолков, установили новые грузоподъёмные механизмы для установки и снятия тяжелых агрегатов и узлов. Теперь завод может ремонтировать всю линейку вертолётов «Ми», в том числе и самые большие вертолёты в мире – Ми-26. Производственная мощность нового цеха – ремонт до трёх вертолетов Ми-26 или 48 Ми-8/17 в год. Проведенные работы позволили заводу стать первым сертифицированным разработчиком модификаций вертолетов Ми-8/17.
На торжественном открытии обновленного цеха в марте этого года присутствовали Андрей Травников и гендиректор холдинга Андрей Богинский. По словам последнего, ближайшие годы НАРЗ получит еще 300 млн руб на создание мобильных сервисных центров для использования на базе заказчиков вертолетов, в том числе за рубежом.
Положение Севастопольского завода также улучшалось с 2014 года. Так, по данным корреспондента «Военного журнала» Владимира Пасякина со ссылкой на замдиректора экономдепартамента Севастополя Владимира Ежикова, к середине 2017 года была ликвидирована задолженность по заработной плате.
По данным «Руспрофайл», с 2014 года выручка завода стабильно росла – с 184 млн руб в 2014 году до 258 млн руб в 2018 году. Начиная с 2014 года авиаремонтные предприятия холдинга заключили с САП 23 контракта на ремонт вертолетов и авиатехники на общую сумму более 1,03 млрд рублей, указывалось в пояснительной записке к проекту указа о преобразовании САП из ФГУП в АО и его дальнейшем включении в состав холдинга “Вертолеты России”, размещенном на портале regulation.gov.ru в августе прошлого года.
Проблемами завода и поиском заказов в должности губернатора Севастополя занимался Сергей Меняйло – завод посещали делегации минобороны Вьетнама, Лаоса и других стран. Сейчас обсуждается возможность расширения заводских площадей за счет земельных участков, прилегающих к Бельбеку, к Каче (где расположены крупные авиагарнизоны Южного военного округа и Черноморского флота), отмечал в своей публикации Пасякин.
Оба завода, и новосибирский и севастопольский, фактически, работают в системе холдинга «Вертолеты России». Но совместной кооперации по контракту 2017 года на ремонт вертолетов для Росгвардии не получилось.
В июне, спустя семь месяцев после начала работ, САП заявил о необходимости корректировки ТЗ, пояснив, что часть деталей не идентифицирована, подвесные топливные баки для данных моделей вертолетов сняты с производства и так далее. Соответствующее письмо САП направил в адрес НАРЗ. В итоге после совместного совещания с участием Главного управления авиации Росгвардии, Федеральная служба войск нацгвардии РФ постановила изменить ТЗ, подтвердить перенес сроков исполнения контракта и оказать САП финансовую помощь из-за отсутствия оборотных средств.
НАРЗ оплатил предусмотренные по контракту 319,751 млн руб полностью и потребовал через суд неустойку 11 877 562,3 руб, исходя из переноса сроков сдачи работ со второго ноября 2018 года на 22 мая 2019 года.
В ответ САП также подал встречный иск о признании контракта на ремонт вертолетов от 08.09.2017 недействительной (ничтожной) сделкой. В иске САП указал, что обжалуемый контракт является «мнимой сделкой, совершённой для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия». По утверждению ответчика, целью заключённого контракта явилось «создание условий для приведения ответчика в состояние банкротства для последующего распоряжения его фондами и земельным участком, находящимся в прибрежной зоне Черного моря». Оба иска были объединены в одно производство.
На суде Росвардия полностью была на стороне НАРЗа, поддерживая требования о выплате неустойки в полном объеме.
Судья Новосибирского арбитража Анна Цыбина учла протокол совместного совещания с участием ГУ авиации Росгвардии, где зафиксировано, что точные сроки поставки нужных деталей определить невозможно, процесс заключения договоров затягивается на 4-6 месяцев и срок выполнения работ должен быть продлён на период отсутствия необходимых деталей.
Исходя из зафиксированных в протоколе данных о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению работ в срок, НАРЗу было отказано в выплате неустойки. Севастопольскому заводу также было отказано в иске о признании контракта ничтожной сделкой. Решение устояло в апелляции.