Новости Сибири / SibRu.com
Новости Сибири

Госдеп разрешил S7 Group перебазировать “Морской старт”

Чем ближе к экватору - тем проще запуск/ deselect , Pixabay

Казалось бы, дело сделано – Госдеп дал разрешение на транспортировку плавучего космодрома из Лонг – Бич в порт Славянка под Владивостоком. Но для запуска своего космодрома S7 Group не хватает главного, ракеты – носителя. Недремлющий Китай уже создал и протестировал собственную легкую ракету Long March 11  со своего космодрома в Желтом море.

Американская сторона в лице Госдепа США разрешила владельцу, компании S7 Space,  перебазировать плавучий космодром «Морской старт» (Sea Launch) на Дальний Восток. Транспортировка состоится уже в 2020 году. В качестве места временного размещения указывается Славянский судоремонтный завод в порту Славянка под Владивостоком.

Sea Launch  (Морской старт)  владеет морским космодромом, который представляет собой удобную платформу для запуска ракет, с ее помощью можно доставить ракету на экватор, где наилучшие условия для космических стартов.

К созданию совместного космодрома Россия и США приступили еще в начале 90-х и к 1995 году силами российских, американских и украинских компаний зарегистрировали юрлицо. Учредителями стали  Boeing (тогда – основной владелец), РКК «Энергия»(25%), днепропетровское конструкторское бюро «Южное» и завод «Южмаш» (по 5% и 10% соответственно), а также  норвежская судостроительная компания Aker Solutions.

Плавучий космодром создавали под коммерческие запуски носителей «Зенит 3SL» на геостационарную орбиту. Первый запуск состоялся в 1999 году, за десять лет “Морской старт” произвел 28 успешных пусков.  Тем не менее финансовые показатели не устроили основного владельца, корпорацию Boeing , которая была основным инвестором проекта.

Летом 2009 года компания «Морской старт» с подачи Boeing начала процедуру банкротства. Эксперты, анализируя произошедшее, отмечали, что с технической стороны проект успешен, но количество произведенных запусков не позволило оправдать затраты. После реорганизации 95%  акций получила РКК «Энергия».

В 2013 году Boeing предъявила иск на сумму 350 миллионов долларов к РКК «Энергия», днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное» и заводу «Южмаш», заявив, что они должны покрыть свою долю расходов, связанных с проведением процедуры банкротства консорциума в 2009 году.

За создание ракетоносителя «Зенит» отвечал  «Южмаш», производство которого расположено в Днепропетровске. После 2014 года хозяйственные связи российского «Энергомаша» (производитель двигателей РД-171) и украинского «Южмаша» (производитель «Зенитов») рухнули. Реализация проекта была Южмашем приостановлена. Потенциальная замена «Зенитам» — российские носители, в частности ракеты семейства «Ангара», первые испытания легкой и тяжелой версии которых были проведены в 2014 году.

Участие украинской стороны в проекте – следствие решений советского руководства, которое часто предпочитало размещать передовые производства в УССР (Украинской советской социалистической республике). Факт преференций в советские годы в пользу Украины отметил Илон Маск,  написав в своем твиттере, что “используемые современной Россией ракеты-носители и ракетные двигатели созданы СССР при определяющем вкладе входившей в него Украинской ССР”. Маск отреагировал на комментарий пользователя соцсети, который утверждал, что  большинство советских инженеров в области космонавтики имеют «украинское происхождение», а за 28 лет своего существования Россия «не совершила космической революции и до сих пор использует старое советское наследие».

Конструкторское бюро «Южное» было «ведущим центром ракетостроения СССР, создававшим ракетные комплексы с баллистическими ракетами наземного базирования и космические аппараты», который после разрушения СССР вместе с «Южмашем» оказался за границей, заметил Маск.

В 2016 г. S7 Group примерно за $160 млн выкупила проект (корабль Sea Launch Commander, платформу Odyssey, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич и интеллектуальные права, включая товарный знак). Тогда Владислав Филев, основной владелец группы S7, назвал приобретение космодрома «входным билетом» для S7 Group в космическую индустрию. Почти сразу после сделки Филев поспешил заключить  с «Южмашем» нвоый контракт на создание 12 «Зенитов», но завод не выполнил свои обязательства.

Пока S7 Group пыталась возобновить производство ракет, недремлющий Китай собственную легкую ракету Long March 11  – фактически, клонировав «Морской старт» и лишив Россию монополии на морские запуски. В июне этого года компания  CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) провела старт ракеты с расположенной в Желтом море стартовой площадки.

«Вторая экономика мира – могут себе позволить”, –  прокомментировал факт запуска  член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин  (цитата по РИА Новости). Ионин также добавил, что действия китайских инженеров объясняются не столько сиюминутной практичностью,  сколько интересом к данной технологии. Ракета, выпущенная китайцами, вывела на орбиту спутники связи и аппарат – наблюдателя за изменениями атмосферы из космоса. Собственно, для решения  данных задач создавать новую ракету – носитель не требовалось.

Теперь S7 Group вместе с планом по расконсервированию космодрома придется разрабатывать свой проект «с нуля»: заменой украинской ракете «Зенит 3SL» станет  полностью российская «Союз-5», правда эксперты отмечают, что на разработку уйдет не менее семи лет.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев, комментируя перспективы проекта в СМИ,отметил, что  «на самом деле контракт между S7 Space и «Южмашем» был изначально невозможен. Эта какая-то сделка с тайным смыслом, потому что экономической выгоды для S7 в ней нет, перспектив нет, одни убытки и плохая репутация. Кроме того, затея с «Морским стартом» – это просто мертвая история, для спасения которой нужно лет семь, бюджетные деньги и политическая воля — ничего этого нет».

Журналист Иван Сафронов со ссылкой на источника, близкого к «Роскосмосу», говорит , что “самарский «Прогресс» готов сделать для проекта Sea Launch модификацию ракеты-носителя «Союз-5», облегчив ее за счет уменьшения топливных баков”. В этом случае ракета будет называться  «Союз-7»  – по аналогии с названием компании – владельца космодрома,  S7 Group.