Странно, конечно, сравнивать «главу всея кино Руси» с «каким-то Хабенским». Но с моей точки зрения Михалкову давно пора перестать не то чтобы фильмы снимать – деньги пилить уже опостыть должно. Почему «Собибор» я ассоциирую с творчеством Михалкова? У главы кинокормушки была куча попыток снять что-то стоящее и с гораздо большими бюджетами. Последним провалом стал фильм «Утомленные Солнцем 3D», который и в 2D оценен был критиками на «так себе». Его же картина «Предстояние» — тоже не увенчалась успехом. Последнее, что я хочу с теплотой в душе вспомнить о Михалкове – это его песню на эскалаторе станции метро ВДНХ, где он поет про то, как идет и шагает по Москве. До тундры и тайги так и не дошел, право.
Хабенский – птица редкая. Часто его можно сравнить и по личным качествам, и по жизненным обстоятельствам с Киану Ривз: простой, играющий всегда себя, никогда не переигрывающий, относящийся к классу «я в гламуре, но пусть он будет на другом берегу».
Про лагерь Собибор уже был фильм – в 1987 году в прокат вышла картина «Побег из Собибора» Джека Голдома. Но, увольте – это такая же пародия на правду, на искренность, как и «Последствия», где американцы решили снять историю об осетине Калоеве, отомстившем за свою семью. Да еще и Шварцнеггера в главную роль приняли. Ей богу, смешно, когда за такие темы берутся люди, существующие ради кассы.
«Собибор» — не ради кассы. Вообще, Хабенский все делает ради других – как актер, как человек. Взять хотя бы один факт – разве обратился режиссер «Побега из Собибора», снимая свой фильм на закате советского режима, к кому-то из родственников Печерского? Уже мог, но не стал. А Константин, будучи режиссером, пригласил консультантами представителей Фонда Александра Печерского, саму семью Печерского – дочь Элеонору Гриневич и внучку Наталья Ладыченко. Поднял письма, дневники, которые ему предоставили. И снималось все не в превратном павильоне — главной декорацией стал воссозданный в полном соответствии с чертежами нацистский лагерь смерти.
Самое же главное, что было проделано, как сценаристами, так и режиссёром — это то, что каждый герой не просто помещен в фильм здесь и сейчас, а у них имеется прошлое, предыстория и интересы. Хабенский каждого из своих героев наделил чем-то особенным, что не делает его похожим на другого. Один является ювелиром. Другой — портным. Третий любит сахар и лошадей. Все профессии и национальности от русского и еврея до украинца и поляка были перемешаны в одном страшном котле под названием Собибор. Но самое удивительно, что создатели истории также поступили и с немцами. Каждый смотритель, как выразился Хабенский на пресс-конференции, имеет свою «закрывашку». Практически каждый надзиратель имеет свою историю, которая объясняет причину его зверствований.
Нельзя сказать, что фильм идеален. Скорее он, как и многие другие подобные картины, появился в нужный момент, в нужное время. И при всем уважении к Михалкову – не беритесь за военные темы. Константин не воевал, но как-то прочувствовал. Вы, господин «кинофинансист» – увы, нет.