Чтобы увеличить объемы падающего год от года экспорта, Новосибирская область должна расширить ассортиментную матрицу. Что можно поставлять на экспорт, кроме антрацита, электродов и ряда позиций? Образование и зерно, таков ответ экспертного сообщества.
Задачу, которую спешно пытался решить экспортный совет Новосибирской области, заседание которого проходило за закрытыми дверями в рамках Сибирского экономического форума – определить меры поддержки местным экспортерам, чтобы регион соответствовал требованиям «Российского экспортного центра».
По мнению Натальи Минаевой, руководителя проекта по развитию региональной системы поддержки экспорта «Российский экспортный центр», в число меры поддержки входит как выставочная деятельность, создание регионального клуба экспортеров, торгпредств за рубежом, и даже — лоббирование региональных предпринимателей в состав правительственных делегаций.
Министр финансов Новосибирской области Ольга Молчанова, которая выступила в панельной дискуссии на форуме, бесстрастно констатировала неутешительное положение дел — ежегодно объемы новосибирского экспорта снижаются.
В масштабах страны Новосибирская область занимает 30-е место, на ее долю приходится меньше 1% от общего экспорта. Вернее – полпроцента. По СФО ожидаемо лидирует Кемеровская область, стабильно поставляющая уголь за границу.
Любопытно, что основной статьей новосибирского экспорта (более 60% от всего объема за девять месяцев 2017 года) также является уголь. В Новосибирске добывается высококачественный уголь — антрацит, его потребляет Новосибирский электродный завод, и оставшаяся часть угля идет на экспорт. Электроды, которые вырабатываются при помощи антрацита, также отправляются на экспорт. Также среди статей регионального экспорта — тепловыделяющие элементы, нефтепродукты, железнодорожные вагоны, продукты неорганической химии.
На что сделать ставку в увеличении экспорта? На образование, — такой вывод сделало местное правительство.
На самом деле, ставку на образование новосибирские вузы сделали уже давно. Так, в начале 90-х новосибирская консерватория выживала за счет привлечения студентов из Кореи и других стран юго-восточной Азии. Учились даже граждане Эквадора и Колумбии.
О необходимости увеличения экспорта образования, если так можно назвать привлечение иностранных студентов, говорилось на столь высоком уровне, как второй студенческий форум стран ШОС, который проходил в Новосибирске этим летом. Тогда начальник отдела международных связей НГУ Евгений Сагайдак озвучил планы – рост от нынешних 300 млн руб, которые приносят 6,5 тысяч студентов до 1,45 млрд руб за 24 тыс студентов.
Зерно – тема не менее интересная, чем образование, — такой вывод можно было сделать из слов министра сельского хозяйства Новосибирской области Василия Пронькина, который рассказал о потенциале торговли с Китаем, Монголией, Вьетнамом и Азербайджаном. Проблемы, с которые отчаянно пытаются решить местные экспортеры зерна, удается решать только с помощью федеральных чиновников.
PS Правда, от внимания экспертов ускользнула еще одна неучтенная позиция, а именно – экспорт программного обеспечения и софта за рубеж. Серый рынок, объем которого не оценен, поскольку готовый продукт разрабатывается и поставляется не юридическими, а физическими лицами.