Новости Сибири / SibRu.com
Информационное агентство и интернет-журнал. Новости СФО, России и мира

А что кроме Суперджета есть в авиапроме России?

Основное производство двигателей для гражданских самолетов, предприятие “Мотор сич” оказалось на Украине. Политика нашего соседа “Якщо не з’їм, так понадкусюю” не оставляла выбора – нам необходимо было развивать собственное двигателестроение.

Первым пробным шаром стал двигатель Sam146 для самолета Сухой Суперджет 100. Этот двигатель сейчас принято много ругать, и часто заслуженно. Да и выбор партнера – страны НАТО Франции выглядит, мягко говоря, спорным. Но давайте будем все же справедливы.

На тот момент у нас не было выбора, и с чего-то надо было начинать. Отрасль была, по сути, разгромлена, что-то еще держалось на военных заказах и производстве наземных газотурбинных установок, но создать быстро, сами, с нуля гражданский двигатель мы не могли. Тем более с условием его сертификации в Европе. А отношения с Западом тогда были вполне нормальными, и выбор Франции как партнера выглядел абсолютно логичным.

Кстати, посмотрите на наших конкурентов. Китай сделал самолет ARJ21, японцы домучивают Mitsubishi Regional Jet. Никто и не подумал делать свой двигатель, а взяли готовые. И только мы, пусть и в сотрудничестве с Францией, сделали свой двигатель для своего нового самолета! Зачем?

Если вы читали мои прошлые статьи из этой серии, вы не могли не заметить, что проект восстановления авиастроения в России был изначально продуман стратегически. И Sam146 полностью вписывается в эту стратегию постепенного, поэтапного возрождения индустрии. Никто не кинулся махать шашкой и бить себя в грудь, вспоминая былые заслуги.

Ситуацию оценили трезво: мы не могли на тот момент создать полностью своими силами конкурентный двигатель, но с чего-то надо начинать.

При изначальном соглашении с Snecma о том, что двигатель будут делать ровно пополам, на первых порах мы не могли даже такое условие выдержать. В России не хватало сертифицированных поставщиков. Но, несмотря на все сложности, этот проект, безусловно, дал нам многое для хорошего старта. Большое количество конструкторских коллективов обеспечивают производство двигателя: КО «Прочность», ЭИУ, КО «Турбина», КО «Компрессор», Пермский инженерный центр, ЗАО «Саровские лаборатории». Для производства двигателя был глобально модернизирован завод «НПО «Сатурн».

И еще, мы ругаем ОАК за сотрудничество с “натовской” Snecma, но мало кто знает, это сотрудничество началось задолго до того, как появился проект SaM146.

В августе 2000 года на Рыбинском предприятии был размещен заказ-наряд компании Snecma на изготовление лопаток. В апреле 2001 года компания Snecma разместила на Рыбинском заводе заказ-наряд на изготовление деталей типа “тобогган” для авиационного двигателя CFM56

Но самое важное то, что французы помогли создать в Рыбинсе производство мирового уровня, так как для производства деталей по заказу Snecma необходимо было соответствовать международным стандартам. В феврале 2000 года после обследования Авиарегистром МАК был вынесен такой вердикт: “Система качества ОАО “РМ” не адаптирована к изготовлению деталей для инофирм”, – записано в приказе директора № 34 от 28 февраля 2000 года.

Сегодня сотрудничество с Snecma сделало НПО “Сатурн” современным, соответствующим всем мировым стандартам предприятием, а двигатель SaM146 стал для него входным билетом на международный рынок.

Еще одним итогом проекта SaM146 стало развитие испытательной базы. В его рамках был построен открытый испытательный стенд для авиационных двигателей в Полуево, под Рыбинском, состав и технические возможности которого позволяют проводить весь спектр сертификационных и приемосдаточных испытаний гражданских газотурбинных двигателей классом тяги до 23000 кгс по российским, европейским и американским стандартам.

Был модернизирован испытательный бокс №26, а финальным этапом в создании испытательной базы для SaM146 стал пуск закрытых испытательных стендов № 27 и 28 в сентябре 2007 года.

Можно ли было сделать это все без французов? Конечно. Только сделать это было бы гораздо сложнее, дольше и дороже. И если кто-то готов делится своим опытом, помогать, то глупо было этим не пользоваться. Так что проект SaM146 это не просто двигатель, это стратегия развития целой индустрии, проект привлечения в Россию международных норм, стандартов и практик.

Стратегия сработала, и теперь у нас есть ПД-14.

Источник Роман КОВРИГИН