Новости Сибири

«Человека тянет заглянуть за закрытую дверь…»

Выставка графических работ микроорганизмов для OpenBio стала традицией. Иллюстрации причудливых фантастических сущностей украшают весь холл Биотехнопарка, где проходит Форум, привлекающий целое созвездие экспертов, практиков наукоемкого бизнеса и представителей власти.

Эстетика микромира вносит медитативную ноту в сумасшедший график — посетители невольно задерживаются перед работами, с которых предстают во всей смертельной красоте опасные вирусы, болезнетворные бактерии и микробы. Корреспондент SibRu.com встретился с автором работ Алексеем Кашперским и выяснил, каким образом 3D-иллюстратор вносит свой вклад в науку и помогает врачам и пациентам.

— Как происходит процесс превращения снимков в 3D — модель? Какие программные и аппаратные средства вы используете для производства и рендеринга своих произведений? Какие технические средства необходимы для начинающего дилетанта, мечтающего овладеть такой техникой?

— Я очень рад, что работы нравятся людям и вдохновляют молодых. Наверное, слышать это — и есть цель и смысл каждого творческого человека.

- На правах рекламы -

На самом деле я подхожу к вопросу создания картины не с точки зрения аппаратных ресурсов. Это все только средства выполнения творческой задачи, как кисть и полотно у традиционного художника. Совсем другое дело — что несет работа в себе, что она изменит в этом мире, что нового расскажет, какую мысль сможет донести зрителю.

После ответа на эти вопросы начинается долгий и кропотливый процесс изучения материала. — чтение литературы, общения с медицинскими специалистами и иллюстраторами. Далее, когда мне уже более-менее видна полная картина, я приступаю к карандашным зарисовкам и поиску визуальной формы на бумаге.

Иногда интересная композиция рождается очень быстро и сама собой, а иногда приходится достаточно долго искать, используя те или иные изобразительные приемы. В свое время я получил традиционное художественное образование. 6 лет рисунка, живописи, скульптуры. И это очень помогает, особенно на начальных этапах проекта, когда закладывается художественный фундамент изображения.

Уже после того, как эскизы меня устраивают, я перехожу непосредственно к компьютерной графике и моделированию. На самом деле очень многое зависит от цели работы и исходных задач, то есть процесс создания изображения может очень отличаться от проекта к проекту.

Отвечая на ваш вопрос, никаких сверхъестественных ресурсов или суперкомпьютеров я не использую. Да, я работаю на современном мощном оборудовании, с большим упором на GPU системы рендеринга. В моей домашней машине стоят две видеокарты 1080ti и 64GB RAM.

Если проект коммерческий и самый критичный компонент — это время, мне приходится использовать бОльшие вычислительные мощности и облачные сервисы рендеринга, но для начинающего медицинского иллюстратора это совершенно необязательно. Будет достаточно самого доступного компьютера или даже игрового ноутбука средней ценовой категории, чтобы начать.

Главный компонент в рабочем арсенале — это любовь к делу, которым занимаешься.

— На взгляд обывателя, вирусы — не самые симпатичные сущности, присутствующие на земле. Как правило, если говорить о микромире, то интерес художников направлен на растения и насекомые и прочие живые организмы. Где, при каких обстоятельствах Вы заразились любовью к Вирусам?

— Хороший вопрос. Я вырос в постоянном соприкосновении с природой. В красивейшем Украинском селе проводил каждое лето. Дни и недели подряд был предоставлен себе и был занят изучением окружающего мира, природы. Это был мой главный интерес в те годы. Читал книги — справочники растений, грибов и животных. Мама работала школьным преподавателем и на лето приносила мне учебники биологии вплоть до 11 класса, когда я был еще в третьем — пятых классах.

Изучал воду, животных и насекомых под микроскопом. Мне никогда не было скучно. Мне была интересна эта тема и, естественно, позже, когда я уже начал работать как художник, это не могло не отразиться на моих творческих работах, что и заметили в Америке. Вирусы, как ни крути, все же часть природы, окружающей нас. В силу своих размеров эти сущности мало изучены, что только придает мне еще больший драйв работать в этом направлении. Так что сказалась не любовь к вирусам и не заражение, а скорее, довольно естественный процесс с предсказуемым результатом. Или, может быть, извечная тяга человека — заглянуть за закрытую дверь.

— 3D модель вируса иммунодефицита человека, выполненная в 2012 году, помогла победить в международном конкурсе. Сейчас Вы входите американскую Ассоциацию медицинских иллюстраторов. В чем — заключается практическая польза от выполненных иллюстраторами 3D — моделей вирусов и других сущностей? Или эти визуализации — не более, чем яркие иллюстрации?

— Этот конкурс был невероятно интересным событием и некой вехой в моем художественном творчестве, после которого жизнь разделилась на две половины: ДО и ПОСЛЕ. Победа была достаточно неожиданной, хотя, конечно, я выложился полностью и рассчитывал на определенный результат.

Дело в том, что до создания работы на этот конкурс, я никогда в жизни не работал в области медицинской иллюстрации. Никогда не работал с изображением супер-миниатюрных живых организмов, при этом в конкурсе участвовали медицинские иллюстраторы со всего мира, с огромным стажем, специализированным образованием и университетской подготовкой. Ничего из этого у меня не было, кроме моего образования как художника, владения 3D — программами и любовью к биологии.

Окончив работу, я был творчески удовлетворен. Мой подход к созданию конкурсной работы был совершенно иной, нежели у других участников. В моей голове не было никаких клише и вбитых годами обучения штампов. В итоге мне удалось показать микроорганизм и проблематику СПИДа таким образом, каким до меня это не делал никто и никогда.

На тот момент в индустрии уже были выработаны общепринятые изобразительные правила. Именно поэтому я сказал, что произойдет одно из двух — либо моя работа победит в конкурсе, либо останется совершенно незамеченной, поскольку идет вразрез с устоявшимися нормами.

В итоге все свершилось так, как свершилось. На данный момент моя работа напечатана в десятках международных изданий, как творческих, так и узкоспециализированных медицинских; является обложкой книги европейской писательницы, она украшала страницы интервью с Нобелевским Лауреатом.

Творческий человек должен не бояться рисковать, при этом надо постоянно искать “слова”, выразительные средства, чтобы выразить привычные вещи по-новому.

Однажды на одной из выставок ко мне подошла студентка американского университета, будущий медицинский иллюстратор и сказала: “хочу быть как вы.” Я ответил, что благодарен и мне приятно, но быть похожим на кого-то – это ошибка. Именно отличаясь от других, через поиск своего собственного пути, творческий человек находит себя.

— В чем заключается практическая польза от медицинской иллюстрации?

— Давайте сначала подумаем что же это такое — медицинская иллюстрация. На этот вопрос я некоторое время пытался найти ответ самостоятельно и нашел его для себя, проработав некоторое время в этой области. Прежде всего, это изображение определенных органов/болезней/травм, часто нелицеприятных, в гораздо более удовлетворительной, я бы даже сказал — щадящей и художественной манере. Это изображение для врачей, но чаще для самих же пациентов — обычных людей, которые не соприкасаются с подобными темами в повседневной жизни. Согласитесь, ОЧЕНЬ сложно представить, что творится в голове у человека, готовящегося к серьезной операции, или у человека, больного спидом или другим страшным заболеванием. Какие чувства он испытает от изображений/фото других больных в последней стадии? Почувствует себя лучше или напротив, испугается?

БАКТЕРИИ LEPTOSPIRA.
Созданы во время работы в Radius Digital ScienceSPIRA

Как успокоить больного перед операцией: показать видеозапись реальной операции или все же адаптированное определенным образом видео – так, чтобы вселить в него оптимизм, столько необходимый в подобном положении?

Наверное, в этом и заключается роль медицинской иллюстрации. Адаптация материала таким образом, чтобы люди поняли, что и как работает в нашем организме. Иногда это приходится делать в форме некой сказки, преувеличивая, преуменьшая, украшая.

Возможно, в профильных университетах эту тему трактуют по-другому. Но для меня важен гуманитарный аспект.

— Вы окончили Полтавский технический университет. Как Вы оцениваете уровень вузовской подготовки в сегменте 3D — визуализации? Столь серьезную подготовку обеспечила Вам альма- матер или Вы все-таки самоучка?

— Что касается 3D графики — я полный самоучка, в университете преподавание 3D графики было на зачаточном уровне. Зато мне дали отличную базу традиционного изобразительного искусства, и сейчас это очень помогает мне в работе. Традиционная скульптура — это та же 3D скульптура. Композиция, она и на экране композиция, также с цветоведением, рисунком. Компьютер сам не рисует, это не более, чем изобразительное средство в руках художника.

А суметь соединить традиционное искусство и компьютерную графику — это десятки тысяч часов работы над собой, изучения и волшебное слово Хочу. А раз хочу, значит — Надо.

— Расскажите о том, как развивались проекты arttalk.ru и ARQUTE.COM. Чем была вызвана продажа ARQUTE.COM?

— ARTTalk — это восемь лет ежедневной работы и мыслей об этом проекте. Десятки бессонных ночей, пропусков лекций, записей на полях университетских конспектов, в правках, обсуждениях, подготовках конкурсов. Финансовые вложения без мыслей заработать на этом, но для пользы общего дела – продвижения русскоязычного CG.

«Много дней я пытался найти композиционное решение, играя с моделью. Но результат меня не удовлетворил… я решил пойти с другой стороны, попытавшись выразить характер ВИЧ не только по цвету или визуализации, но и по форме. Я начал искать дух ВИЧ на бумаге, а затем сделал ее в Z-Brush. Все небольшие элементы, кроме «тела», были взяты из модели ВИЧ, сгенерированной с помощью CellPACK»

Тогда мне было достаточно знать, что я делаю очень полезное для людей дело. Для сотен тысяч русскоязычных людей — посещаемость проектов была достаточно высокая для того времени, около 10000 человек ежедневно.

Оглядываясь назад, я вижу, это время, эти годы не прошли даром. ARTTalk.ru – это действительно было здорово!

Не счесть, со сколькими замечательными людьми свела меня судьба на этом ресурсе, принеся радость познания нового через общение и ощущение творческого братства. Неоценима также и польза в формировании и становлении меня как художника. Ведь по сути, я получал два образования. Одно в университете, а второе здесь, плечом к плечу с такими же студентами достаточно молодой и самобытной профессии CG художника.

ARTTalk.ru стала одной из самых сильных арт-галерей рунета. Всего участники загрузили десятки тысяч работ, из них 17 тысяч прошли модерацию и были опубликованы. Это очень достойные образцы.

Без сомнений, форум ARTTalk.ru был самым уважаемым среди художников, прежде всего за дружескую теплую и домашнюю атмосферу, всегда существовавшую в связке с высоким профессионализмом участников.

Работа «Королева рептилий», прекрасная игрушка-игуана Тамерлан выполнена для конкурса

Уже через 2 года после основания за сайтом прочно закрепилась слава места, где живут “крутаны”. Соответствующих отзывов о сайте в интернете не счесть.

У нас проводились крупнейшие международные конкурсы, наш сайт представлял на них официальную команду русскоговорящих CG художников.

Проект ARQUTE.COM родился одновременно с нашим одноименным артбуком. Планировался он не как форум, а больше как глобальная социальная сеть для художников. В него были вложены большие для того момента финансовые средства, но все равно этого не хватило, чтобы вывести программную и серверную часть на желаемый уровень. Спонсоров не было, все строилось на деньги, что я зарабатывал как фрилансер. По секрету, на этот проект ушли даже те средства, которые были подарены нам с женой на свадьбу, для свадебного путешествия.

И вдруг внезапно мне поступило предложение по переезду в Америку, и я физически перестал успевать держать руку на пульсе проекта. К тому же осенью возник конфликт между государствами, о котором я не хочу здесь говорить… И что-то во мне кончилось. Болезненно и необратимо.

Я принял нелегкое решение продать сайт и торговую марку ARQUTE хорошему другу и партнеру из России, с которым мы издали первое в своем роде русскоязычное печатное издание — сборник CG художественных работ артбук ARQUTE тиражом 10 тысяч экземпляров. И это наше детище. Очень приятно, что до сих пор люди помнят, встречают, благодарят. Даже просят подписать книгу.

Дизайнерам понравились вирусы Кашперского. Художник (в центре) вместе с друзьями позирует в одежде с принтами из собственных работ

В конце концов, ARTTalk.ru – это вечерний костер, вокруг которого усаживалась, обернувшись в плед, с чашкой горячего кофе, близкие по духу творческие индивидуальности.

Чего стоят встречи форумчан вживую!.. а встречи Нового Года несколькими десятками друзей-художников с разных концов света, в чате сайта, под общий звон бокалов! Такое отношение говорит о многом и у меня остались об этом самые незабываемые и теплые впечатления.

По моему, возможно предвзятому, убеждению, явление под названием “ARTTalk” было уникальным. Среди сайтов для художников даже близких ему аналогов нет и уже никогда не будет.

— Вы причастны к созданию блокбастеров, в частности, «Аватар» и «Прометей». Выполненная с Вашим участием полиграфическая продукция была отмечена критиками. В каком направлении Вы планируете развиваться в дальнейшем?

— По роду деятельности я был знаком со многими ребятами, работавшими в киноиндустрии, одно время даже очень плотно вращался в этих кругах. Была возможность общаться, задавать вопросы, поделиться услышанным с посетителями нашего сайта в форме интервью.

Конечно, мне делались предложения “от которых невозможно отказаться” — от китов индустрии как фильмо-, игро-, так и в IT-сферах. Но у меня есть один минус: я точно знаю, что если я начну заниматься делом, в котором не вижу смысла или которое мне не интересно, в результате ничего хорошего не получится. К тому же я слишком много знаю об этой индустрии, чтобы соблазниться на такие предложения.

Быть винтиком в огромной производственной машине или рисовать одна тысяча сто пятьдесят первый голливудский блокбастер, о котором к вечеру никто не вспомнит? Зачем мне это? Жизнь одна.

Проработав четыре года в Америке, мне удалось организовать собственную медицинскую анимационную студию с партнером Майком Мораном, где я и работаю сейчас, реализовывая себя и как художник и как творческий руководитель студии. Нам уже почти два года и за это время мы сделали работы, которыми можно гордиться, а главное — я знаю, что моя работа полезна и помогает людям.

СПРАВКА:

Алексей Кашперский — художник, создатель 3D-моделей. Родился в 1986 году, окончил университет в г. Полтаве как магистр изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 2012 году работать в области научной визуализации. В том же году он выиграл международный конкурс с изображением вируса иммунодефицита человека , а в 2013 году стал членом Ассоциации медицинских иллюстраторов (США). Является лауреатом многочисленных крупных наград в области 3D-графики, в том числе двух CGSociety 3D Awards. Он был опубликован в более чем 20 международных печатных журналах и книгах, таких как: Exotique, Digital Art Masters, Secrets of Zbrush и т.д. Создатель ресурса ARTTalk.ru , который в течение 7 лет был ведущим веб-сайтом для русскоязычных художников с более чем 9000 ежедневных посетителей. В 2010 году запустил бета-версию нового веб-сайта ARQUTE.COM — международной галереи, в отличие от ARTTalk.ru, ориентированной только на русскоязычное сообщество.

Площадка открытых коммуникаций OpenBio-2018 объединяет бизнес-форум, научную конференцию, экспозицию биотехнологических и биофармацевтических предприятий. Проводится с 2014 года, имеет статус мероприятия года науки ЕС-Россия и Всероссийского фестиваля науки.

Организатор: Инновационный центр Кольцово при поддержке Правительства Новосибирской области и Администрации наукограда Кольцово. Соорганизаторы: ГНЦ ВБ «Вектор», Ассоциация «Биофарм», Новосибирский Государственный Университет. Генеральный партнер OpenBio-2018: ЗАО «Вектор-Бест». Организационные партнеры: Центр кластерного развития Новосибирской области, Бизнес-инкубатор в Кольцово, Биотехнопарк Кольцово. Спонсоры научной конференции: Tofflon, BIOCAD. Официальные спонсоры: Helicon, БиоХимМак.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.